Доклад к городским Рождественским чтениям 2015 г. «Нравственно-духовные ценности семьи в повести А. С. Пушкина «Метель»» (0,1 Мв, docx).
Автор: Коршунова Н.А., учитель русского языка и литературы в МБОУ СОШ №7 г. Лобня
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Коршуновой Наталии Александровны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (выборочно или архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Вступление:
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Как же происходит приобщение учащихся к духовным ценностям? Особое место в учебной программе отведено XIX веку, который явился вершиной русской классики и стал итогом многовекового развития искусства и православных традиций. XX век продолжил славные традиции классиков. Диалог «художественного» и «духовного», переходящий из века в век, продолжается сегодня на наших уроках, помогает решать вечные проблемы и утверждать ценности, соотносимые с понятиями Истины, Добра, Красоты.
Первым в этом ряду стоит Александр Сергеевич Пушкин. Именно он проложил дорогу в литературе Гоголю, Тургеневу, Толстому, Достоевскому, Чехову, именно эта литература сделалась не только фактором русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
Еще Белинский мечтал, что «придет время, когда Пушкин будет в России… поэтом, по творчеству которого будут образовывать не только эстетическое, но и нравственное чувство». Это время наступило. А. С. Пушкин по праву может быть нашим первым путеводителем в этой работе. Философ И. Ильин считал поэта «живым средоточием русского духа, его истории, его путей, он гениальный пророк», показывающий, что истинная вера в Бога и бессмертие души включает и «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу».
|