Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура". Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области. Есть небольшой тест (8,5 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Единство России
Общерусское летописание
Очень знаменательно, что составлявшиеся в 14–15 столетиях летописные своды открывались «Повестью временных лет»! Где бы ни составлялась летопись, как бы ни защищала летопись местные интересы, все равно главной заботой летописца было показать общность Русской земли. Общерусский характер носили летописи времен Нестора-летописца. Затем в связи с междоусобицами летописание как бы разделилось по отдельным княжествам. С возрождением Руси после падения монголо-татарского ига летописание снова приобретает общерусский характер. Начиная свой летописный свод «Повестью временных лет», летописец XIV века подчеркивал былую славу и величие Руси. Тяжкие испытания монголо-татарского ига воспринимались как временные, и летопись побуждала восстановить единство и могущество Русской земли. Поэтому летописцы 14–15 столетий любили сопоставлять современные им события с подобными событиями в Древней Руси. Летописи — это не просто перечисление исторических событий. Это крупнейшие памятники русской духовной культуры. В летописях отразились не только походы, войны, победы и поражения князей, но вера и надежда людей, печаль и радость современников, заветы грядущим поколениям. Первые записи московских летописцев появляются с основания каменного Успенского собора в 1326 году. Около 1408 года в Москве составляется уже не местный, а общерусский летописный свод (Троицкая летопись). Московский великокняжеский летописный свод 1479 года стал основой последующего общерусского летописания.
Судебник Ивана III
При Иване III был составлен «Судебник» — общерусский свод законов того времени. «Лета 7006-го (1497) месяца сентября уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры о суде, како судити боярам и окольничим», — так начиналось новое русское законодательство. «Судебник» сильно отличался от древней «Русской Правды». Запрещались месть и самоуправство, суд полностью возлагался на государство (бояр и окольничих). Строже стали наказания — были введены смертная казнь (за тяжкие и государственные преступления) и торговая казнь — принародное битье кнутом. В «Судебнике» есть также правило о том, что крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому только раз в году. Разрешалось это делать осенью — в Юрьев день, когда полевые работы уже закончены, чтобы весь год крестьянин работал у одного землевладельца. «Судебник» Ивана III объединял теперь все земли Московского государства едиными законами. Это также способствовало укреплению единства России.
Возрождение хозяйственной жизни
В течение двух столетий монголо-татарского ига на Русской земле были забыты многие ремесла и профессии, утеряны секреты мастерства. На Руси перевелись хорошие зодчие, которыми славилась наша земля до монгольского нашествия. Молодому государству в большом количестве нужны были металлы: медь — отливать пушки, серебро — чеканить монету, но не было людей, умеющих добывать и плавить руду. По заказу Ивана III из Германии на Русь были привезены мастера, умевшие находить золотую, серебряную, медную руду. В Печорской, Югорской землях и на Северном Урале началась добыча полезных ископаемых. Литейное дело ставилось на широкую ногу. Итальянские мастера отливали в Москве пушки, колокола, чеканили монеты. На рубеже XV-XVI веков русские мастера освоили литейное дело, и приблизительно в 1479 году в Москве появилась Пушечная изба, у "трех мостов из Флоровских (Спасских) ворот в Китай город", то есть рядом с Кремлем. Для литья пушек по итальянским образцам был выписан из Венеции механик, инженер и архитектор Аристотель Фированти. В истории нашего государства остались два его творения: Пушечная изба и Успенский собор! Изба просуществовала всего 10 лет. Она сгорела во время большого Московского пожара. Однако вместо нее был очень скоро построен Пушечный двор. На этот раз вдали от жилого массива, на берегу реки Неглинки.Для строительных работ Иваном III были приглашены и итальянские архитекторы, которые в то время знали секреты строительного мастерства лучше, чем русские умельцы.
Московский Кремль
Символом обновления Руси стал отстроенный заново Иваном III Московский Кремль. Каменные стены, поставленные Дмитрием Донским и вытерпевшие немало вражеских нашествий, изрядно обветшали и начали разрушаться. Вместо них итальянские мастера возводят новые крепкие стены с большим количеством башен, ворот, каменными мостами, с многочисленными тайниками и потайными переходами. Зодчие Марко Фрязин и Антонио Солари строят каменный великокняжеский дворец с знаменитой Грановитой палатой. Таким, каким мы видим Кремль сегодня, он становится именно в царствование Ивана III. В 1495 году был положен последний кирпич в стены нового Кремля. Чтобы сохранить Кремль от частых пожаров, Иван III приказал расчистить от деревянных строений большую площадь перед Кремлем. Так появилась Красная площадь — главная площадь столицы России. Множество строений, в основном храмов, было возведено в самом Кремле. Самый знаменитый храм — Успенский собор.
Успенский собор
Успенский собор был построен Иваном III в 1475–1479 годах на месте старого собора времен Ивана Калиты. Главный собор Кремля должен был стать символом духовного могущества Руси. Для его постройки из Венеции был приглашен искуснейший зодчий своего времени Фиораванти, за мудрость прозванный Аристотелем. Прежде чем начать постройку собора, Фиораванти по указанию князя отправился по Руси изучать древнерусскую архитектуру. Русский государь хотел, чтобы итальянские мастера, используя свои уникальные строительные знания, возводили храмы в старинном русском стиле. Строя московский Успенский собор, Фиораванти взял за образец Успенский собор предыдущего административного и духовного центра Руси — города Владимира. Итальянский зодчий быстро изучил русскую архитектуру и возвел прекраснейший храм в истинно русской традиции. Успенский собор - сердце Кремля и России. Он предназначался для важнейших государственных церемоний. В нем «садили на стол» московских князей, а затем венчали на царство русских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и патриархов всея Руси. В Успенском соборе и ныне покоятся мощи великих святых — митрополитов Петра, Ионы и других.
Владимирская икона Божией Матери
В Успенском соборе Московского Кремля несколько столетий находилась знаменитая Владимирская икона Божией Матери. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Эта великая святыня Руси была перенесена в 1395 году в Москву из Владимира, куда она была доставлена князем Андреем Боголюбским из древней столицы Киева. Тогда, по преданию, она спасла Москву от нашествия Тамерлана. Идущий на Русь завоеватель неожиданно без боя повернул обратно благодаря, как верили москвичи, заступничеству Божией Матери. Русские люди верили, что Богоматерь через эту чудотворную икону спасла Русь и от многих других нашествий. Владимирская икона находилась в главном храме России — Успенском соборе Московского Кремля, и поэтому Успенский собор иногда называли «Домом Пресвятой Богородицы».
Множество новых прекрасных храмов было возведено при Иване III русскими и иностранными мастерами на месте старых, разрушавшихся. Замечательный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором стоит иконостас, написанный самими Феофаном Греком и Андреем Рублевым…собор Архангела Михаила…церковь Иоанна Лествичника со знаменитой на весь мир колокольней «Иван Великий»… …все они являются лучшими памятниками русского искусства и сегодня украшают Московский Кремль, напоминая нам о величии духа наших предков. Десятки лет не совершались церковные службы в храмах Московского Кремля. Но после празднования 1000-летия Крещения Руси, которое было в 1988 году, стали восстанавливаться на Русской земле храмы, монастыри, возвращаться на свои места — в церковные здания — иконы и другие святыни. Оживился церковной службой и древний Успенский собор Московского Кремля. И до сего дня стоит он живым свидетелем целых пяти веков нашей родной истории.