Слайд 1. Четвертый Вселенский Собор (Халкидонский) состоялся при императоре Маркиане, в 451 г., в Халкидоне.
Слайд 2. На Соборе присутствовало 630 епископов.
Председателем собора был Анатолий Константинопольский.
Из наиболее известных были: Домн Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский блаженный Феодорит, Евсевий Дорилейский, Диоскор Александрийский и другие.
Слайд 3. Причины созыва:
→ Религиозные →
→ Политические → Отсутствие религиозного единства нарушало политическую стабильность в империи. →
Слайд 4 (скрытый, т.е. при показе виден только по гиперссылке – разъясняющая информация). Этот Собор собирался против архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, который из неумеренной ревности против Нестория впал в другую ересь - монофизитскую. Евтихий утверждал, что в Иисусе Христе от человеческого остался лишь видимый образ, а все, что свойственно человеческой природе, утрачено. По мнению Евтихия, после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло. ←
Слайд 5 (скрытый – дополнительная информация). Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшественника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы, на Эфесском «разбойничьем» соборе 449 г. решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством — в результате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решении собора «монолитной» монофизитской. Такая формулировка расходилась с посланием Epistola dogmatica, отправленном папой Львом I Великим к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата, и собору в 449 году. Сам Лев I на соборе не присутствовал — к Риму в это время подходили войска Атиллы. Папа послал на собор легатов, которые должны были отстаивать его формулировки, однако легаты свою задачу не выполнили, и еретические решения собора были утверждены императором Феодосием II. Смерть Феодосия II изменила обстановку. Его сестра Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон. Пульхерия была сторонницей папы Льва I. Кроме того Диоскор, как сообщают источники, в краткий период междуцарствия заявил, что Египетский диоцез принадлежит скорее ему, чем императору, чем настроил против себя императорскую чету. Это повлияло на скорейший созыв нового, 4-го Вселенского Собора. ↔
Слайд 6 (скрытый – дополнительная информация). Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской администрации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов — после того, как Константинопольский Cобор 381 г. уравнял кафедры Рима и Константинополя («Нового Рима»), сместив Александрию на третье место (3-е правило, принятое на соборе) ставило под угрозу единство империи. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, повторял в своих письмах императору и Лев I, актуальность этого тезиса подтверждалась недавними событиями в Северной Африке — сначала вооружённой борьбой с донатистским расколом, затем — завоеванием Карфагена в 429 г. вандалами, на стороне которых оказались циркумциллионы-донатисты.←
Слайд 7. Постановления:
→ Осуждение монофизитства →
→ Принятие нового христологического вероучительного определения →
→ Вопросы установления церковного порядка →
Слайд 8 (скрытый – дополнительная информация). Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на «разбойничьем» соборе. По прочтении записки отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в безнравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён разбойничий собор и Евтихий. Тех епископов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора. ←
Слайд 9 (скрытый – разъясняющая информация). Четвертый Вселенский Собор подтвердил Ефесский Собор 431 года, дав определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного Человека в одном Лице. Ефесский Собор (Третий Вселенский) постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств - Божеского и человеческого, и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком. ↔
Слайд 10 (скрытый – дополнительная информация). На Соборе предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, отцы таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств. ↔
Слайд 11 (скрытый – дополнительная информация). «Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов». ←
Слайд 12 (скрытый – разъясняющая информация). Составлено 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины.
Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке.
С этого времени первенствующих епископов в главных пяти церковных округах стали называть патриархами, а знатнейшим митрополитам, лишенным некоторых прав самостоятельности, в почетное отличие, присвоили титул экзарха: например, Ефесскому, Кесарийскому, Ираклийскому. Утверждены постановления пяти поместных соборов IV века: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского. ←