На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин.2:1-11).
Галилея, которую Христос избрал для проповеди, в те времена представляла собой цветущий край и была мало похожа на выжженную солнцем каменистую Иудею.
Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные фруктовые сады, виноградники, свежие источники, луга, покрытые цветами, на которых паслись многочисленные стада овец.
Берега Тивериадского озера, или, как его называли, Галилейского моря, поражали разнообразием ландшафтов: масличные сады сменялись группами пальм и орешника.
Так как озеро изобиловало рыбой, то на нем можно было видеть много рыбацких лодок.
На третий день после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. (Это был небольшой городок, расположенный среди невысоких холмов Галилеи. Он находился примерно в двух часах ходьбы от Назарета.)
В это время в городке у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба.
Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир.
Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней.
Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино.
Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой.
Это злоключение больно отозвалось в благостном сердце Девы Марии, Которая, вероятно, во время пира оказывала посильную помощь своим родственникам в приготовлениях.
Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Она подошла к Своему Божественному Сыну и тихо сказала Ему: «Вина нет у них». (Тридцать лет Дева Мария терпеливо ожидала проявления чудодейственной силы Своего Божественного Сына. Великий пророк Иоанн Креститель уже всенародно провозгласил Его обетованным Мессией. Вокруг Него собрались ученики, также признавшие Его Мессианское достоинство. И вот теперь, на браке в Кане, казалось бы, наступил момент совершить поистине доброе дело. Необходимо было помочь бедной чете новобрачных и тем самым отвратить от них бесчестие.)
На просьбу Матери Христос ответил: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой».
Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы явить Ему Свою Божественную силу.
Но Она знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и потому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте».
И по просьбе Матери Христос ускорил час явления Своей славы.
Он повелел слугам сначала налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира.
Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою.
С этого времени Спаситель совершал множество различных чудес, которые были свидетельством Его Богосыновства. (Разумеется, Христос не творил их с целью «поражать воображение» людей. Все чудеса Христовы – это дело Его служения людям. Как солнце излучает живительные лучи тепла и света, так и Христос в дни земной Своей жизни непрестанно совершал дела любви, добра и милосердия. В лице Богочеловека – Сына Божия Единородного и безгрешного – на земле явился рай. Абсолютный Свет засиял во тьме, абсолютная Безгрешность победила грех, абсолютная Истина рассеяла мрак лжи и невежества, абсолютная Правда обличила беззаконие. И все это было чудом любви Бога к миру. Вообще, всякое прикосновение Богочеловека с земным бытием падшего Адама было чудесным, никогда раньше не бывшим.)
Первое чудо в Кане Галилейской полно глубокой символики.
Здесь, в Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия…
…а на Тайной Вечери, в конце Своего служения, Он претворил вино в Кровь Свою, и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их (а после – всех верующих в Него) членами Своего Пречистого Тела и участниками пира небесного в Царствии Божием.
Освященный в Кане брак приобретает особенно высокое значение, как нерасторжимое и благословенное единство мужа и жены во Христе.