Сведений о Дионисии сохранилось немного. Известно, что он родился около 1440 г. и происходил из знатного рода.В его семье, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий. По своим взглядам Дионисий был близок к преподобному Иосифу Волоцкому, который являлся духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь.Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Но проникновенным лиризмом своего творчества Дионисий близок к сопернику Иосифа "премудрому старцу" Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека Бог "ангелам равно показует". Для творений Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость движений. Так художник изображает одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть. Дионисию не свойственно столь присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам.Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для А. Рублева. Но мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был так богат и разнообразен.
Дионисий почти всегда сотрудничал с другими мастерами, будучи, вероятно, членом большой «дружины» иконописцев, состав которой менялся от заказа к заказу. Это крайне затрудняет выделение собственноручных работ Дионисия, поэтому, если нет точной уверенности в авторстве художника, говорят о «мастерской Дионисия». В 1480 – 1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном храме Московского государства – кремлевском Успенском соборе. Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов иконостаса (не сохранились). Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев, а его творчество стало определять одно из главных направлений в художественной культуре эпохи. Самая ранняя из дошедших до нас работ иконописца – датируемая 1482 г. икона «Богоматерь Одигитрия».Лики написаны мягко, без резких переходов от света к тени; плави незаметно перетекают одна в другую, что лишает лица рельефа и объема и способствует их дематериализации.Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, выполнены в тонкой миниатюрной технике и навеяны рублевскими образами. Мастерская Дионисия создала много образов для иконостасов различных храмов. Помимо Успенского собора Кремля, художники расписывали соборы в Павлово-Обнорском, Спасо-Прилуцком, Пафнутьево-Боровском, Иосифо-Волоцком монастырях.
Вершиной творчества Дионисия явились росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (предположительно 1500 — 1502) Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.В исполнении этого крупного ансамбля принимало участие много мастеров, но есть одна черта, объединяющая все иконы, – это удивительные по своей выразительности краски, взаимно друг друга обогащающие. Несомненно, общая цветовая композиция была задумана Дионисием, им же, вероятно, выполнены и наиболее ответственные части ансамбля Фреска «Николай Чудотворец» из собора Рождества Богородицы в Ферапонтово. Особого внимания заслуживают созданные Дионисием житийные иконы, которые именно благодаря ему обрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.Таковы, например, иконы митрополитов Петра и Алексия, написанные для Успенского собора Московского кремля. Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок – светлой и праздничной, преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй, которому они придают особую прозрачность. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца.Мы видим в них безупречное мастерство в решении сложных композиционных задач, поразительное умение художника архитектурно упорядочить плоскость как всей иконной доски, так и каждого из клейм в отдельности. Умер Дионисий после 1503 г. Влияние его творчества на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]