В данной презентации рассказывается история создания иконы, разбирается ее иконография и затрагиваются богословские аспекты этой иконы (6,9 Мb, ppt).
Автор: "Свѣточъ"
Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этого раздела можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) из папки «Богословие иконы» на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Слайд 2. Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей иконографии. Слайд 3. Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы, неизменно одна – это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов. Слайд 4. Наиболее полно и глубоко понимание Троицы выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Слайд 5. Создавалась рублевская Троица по заказу игумена Троицкого монастыря Никона "в похвалу Сергию чудотворцу", который сделал созерцание Святой Троицы центром своей духовной жизни. Слайд 6. В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. Слайд 7. Храмовый образ икона «Троица» была помещенная в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Слайд 8. Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы. Слайд 9. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Слайд 10. До Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Слайд 11. Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей. Большой дуб превратился в маленькое древо. Слайд 12. Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.
Слайд 13. В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и живоначальной. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий? Слайд 14. Некоторые иконописцы выделяли среднего ангела – либо размером, Слайд 15. либо кресчатым нимбом, как на иконах Спасителя. Слайд 16. Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Слайд 17. Другие писали крестчатые нимбы у всех трех ангелов, Слайд 18. однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно исключается при изображении Бога-Отца и Святого Духа. Слайд 19. Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством. Слайд 20. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Слайд 21. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Слайд 22. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Слайд 23. Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Жесты рук ангелов направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук. Слайд 24. Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Слайд 25. Ангелов три, а чаша одна — тут открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе. В недрах Святой Троицы идет совет об искуплении человечества. Слайд 26. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, по склонению фигур, по контурам и складкам одежд… и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша. Слайд 27. Это замкнутое круговое движение передает единство трех лиц божества, их общее участие в осуществлении Сыном “предвечного” замысла спасения человечества.
Слайд 28. Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Слайд 29. Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя". Слайд 30. Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Слайд 31. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на него как на начальника этого домостроительства. Слайд 32. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. И черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает - все говорит о Его отеческом достоинстве. Слайд 33. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен и мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Слайд 34. Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире. Слайд 35. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном, и о воскресении. Слайд 36. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы. Слайд 37. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Слайд 38. Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. Слайд 39. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого. Прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего. Слайд 40. Возвышение чистотою выражает осеняющая третьего Ангела гора. Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан Иерусалимский храм.
Слайд 41. Подножия престолов образуют линии, точка схода которых расположена вне пределов плоскости иконы, перед ней, там, где расположен зритель. Точнее - в его сердце, источнике созерцания Бога. Слайд 42. Краски составляю одно из главных очарований "Троицы". Слайд 43. Здесь нет глухих и блеклых тонов и сочетаний византийских икон, в которых общая гармония покупалась ценой отказа от чистого цвета. Слайд 44. Нет и пестроты русских икон 13-14 веков, расцвеченных, как бесхитростные крестьянские вышивки, в ярко-красные, зеленые и желтые цвета, подкупающие выражением здоровой радости и утомляющие буйством красок. Слайд 45. В образе Рублева радость, чистота красок излучает нежное мелодическое согласие и в то же время краски звучат во всю мощь. Слайд 46. Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает иконе Рублева спокойную и ясную радость. Слайд 47. Рядом с сияющим голубцом Рублев положил насыщенное темно-вишневое пятно. Этим глубоким и тяжелым тоном обозначен тяжело свисающий рукав среднего ангела. Слайд 48. Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более смягченная характеристика его спутников. Слайд 49. Здесь можно видеть рядом с малиновым рукавом нежно-розовый плащ, Слайд 50. рядом с голубым плащем - зелено-голубой плащ, Слайд 51. но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы голубца. Слайд 52. От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один шаг к золотистым, как спелая рожь ангельским крыльям и ликам, от них - к блестящему золотому фону.
Слайд 53. Вслед за Рублевым этой схемы написания образа Святой Троицы стали придерживаться многие иконописцы. Слайд 54. Но, увы, каждое следующее поколение иконописцев теряло что-то из кристально чистого образа письма Рублева, хотя буквально все брали его за эталон. Слайд 55. Об упадке свидетельствует возрастающее количество второстепенных деталей, уплотнение колорита. Слайд 56. Происходит замутнение первоначальной рублевской чистоты, смешение понятий, выразившееся в смещении акцентов. Слайды 57-58. Происходит замутнение первоначальной рублевской чистоты, смешение понятий, выразившееся в смещении акцентов. Слайд 59. Царский изограф и первый мастер Оружейной палаты, Симон Ушаков также неоднократно писал этот образ. Его "Троица" отличается импозантностью, обилием деталей, "живоподобным" письмом ликов и пышно декорированным фоном, где палаты Авраама превращены в классический античный портик, а дуб и гора напоминают идиллический пейзаж. Слайд 60. Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Слайд 61. И хотя искусство иконописания не прекратило свое существование, двигаться в этом направлении было уже некуда. Слайды 62-64. Образ, созданный Ушаковым, свидетельствует о том, что ясность богословской мысли, присущая некогда Рублеву, была утрачена.
Слайд 65. Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей. Слайд 66. В 1904-1905 годах была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Слайд 67. В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских была произведена окончательная расчистка памятника. Слайд 68. В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею. Слайд 69. Образ Троицы преп. Андрея Рублева, отмеченный Стоглавым собором, не в иконостасе Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви. Слайды 70-74. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы.
Литература: В.И. Удот. Религиоведение, философия, богословие. Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. И.К.Языкова. Богословие иконы. И.К.Языкова. Иконография Святой Троицы. Прот. Павел Великанов. Отблески троичности в современном мире.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]