В презентации рассматривается иконография Ветхозаветной и Новозаветной Троицы (4,94 Мв, ppt).
Автор: "Свѣточъ"
Дополнительные адреса для скачивания: Все презентации этого раздела можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) из папки «Иконография» на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Слайд 2. «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!» – молимся мы, прикладываясь к иконе Святой Троицы, на которой изображены три ипостаси, три лица Единого Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Слайд 3. Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей иконографии. Слайд 4. Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы, неизменно одна - это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов. Слайд 5. Прообразом ее было явление Святой Троицы в образе трех путников Аврааму и Сарре у дубравы Мамре. Такие иконы условно называются «Ветхозаветной Троицей». Слайд 6. Образ этот возник в глубокой древности. Явление Троицы носило таинственный, не вполне изъяснимый характер. Самое явление Посланцев Аврааму представляется в образе чисто человеческом, в образе трех путников. Слайд 7. Ветхозаветная Троица изображалась в традиционном виде: три ангела в одинаковых одеждах сидят в ряд за трапезным столом в одинаковых позах, среди них невозможно выделить отдельные ипостаси Троицы, все три ангела равнозначны. Слайд 8. В дальнейшем всем трем посланцам придаются ангельские крылья, чтобы подчеркнуть неземную их природу и возвести сознание от ветхозаветного события к образу Троицы. Слайд 9. Иногда три Ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, а иногда средний ангел больше и величественнее двух других. Слайд 10. Меняется и положение Ангелов, образуя фигуру круга. Ангелы изображаются восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша. В круге отражены идеи Вселенной, мира, единства. Слайд 11. Появляется эрмитажный вариант «Гостеприимства Авраама» – когда Авраам, Сарра и сцена заклания тельца даны на переднем плане перед трапезой. Слайд 12. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии.
Слайд 13. Наиболее полно и глубоко понимание Троицы выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Потому Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы. Слайд 14. Ипостаси Святой Троицы на иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Слайд 15. Первый Ангел является первой ипостасью – Бога Отца, второй, средний, - Сына, и правый - ипостасью Духа Святого. Слайд 16. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Слайд 17. Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светло-лиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве. Слайд 18. Сзади него, над главою, возвышается дом, как бы образ домостроительства Божественной благодати. Слайд 19. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. Все, и черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его отеческом достоинстве. Слайд 20. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу. Слайд 21. Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в промыслительной заботе Бога о мире. Слайд 22. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство. Слайд 23. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Слайд 24. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном. Слайд 25. Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. Слайд 26. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого. Прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне". Слайд 27. Это возвышение чистотою и выражает осеняющая третьего Ангела гора. Слайд 28. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти. Слайд 29. Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Слайд 30. Тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя".
Слайд 31. Иконографический тип "Троица Ветхозаветная", как он стал называться позже по аналогии с "Новозаветной", является наиболее целомудренным образом св. Троицы, так как в нем не акцентированы ипостаси, а главный смысл его - свидетельствовать об откровении. Слайд 32. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием "Троица Новозаветная". Слайд 33. Обычно в таких композициях представлены две фигуры - старца и средовека, над которыми витает голубь. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси Святой Троицы": седобородый старец ("Ветхий денми") - Бога Отца, средовек - Бога Сына, Христа, и голубь - Святого Духа. Слайд 34. В суждении отцов изображение Бога Отца не признается уместным и даже допустимым. И в то же время Церковь полна изображений Господа Саваофа. Мы видим изображения Бога Отца в храмовой росписи, в куполе храма, на иконостасе в чине праотцов, во множестве икон… Слайд 35. Иконы эти встречаются везде, где есть Православная Церковь, и относятся к разным временам. Встречаются византийские изображения XI и XII столетий и более поздние, множество русских икон разных времен. Особенно иконографически богатым временем, в отношении изображения Бога Отца, являются XVI и XVII века.
Слайд 36. Икона "Отечество" имела наибольшее распространение. Слайд 37. Икона эта помещается в верхнем праотеческом чине иконостаса, она как бы осеняет собою весь храм, и по замыслу иконографическому стремится с наибольшей полнотой выразить отеческую природу первого Лица. Слайд 38. Бог Отец изображен в виде старца, восседающего на престоле. Вид старца величав и спокоен, обе руки воздеты в благословении. Слайд 39. Лик окаймлен седою, довольно длинною и несколько раздвоенною бородой. Пряди волос так же разделены надвое посредине, как обычно изображается у Спасителя, и падают по плечам. Черты лика торжественно благостные. Слайд 40. Облачение состоит из двух одежд: туники, спадающей до самой земли, и хитона - одеяния, подобного тому, в каком изображается Спаситель. Слайд 41. Все складки одеяния Бога Отца пронизаны тонкими золотыми лучами, асистом, знаменующим излучение божественных сил-энергий. Лучи эти покрывают верхнее и нижнее одеяние Бога Отца и престола и подножие ног. Слайд 42. Глава Бога Отца увенчана, по церковному установлению, нимбом, присущим обычно изображению только Бога Отца или Спасителя, там, где Он изображен во славе Отчей, - например, на иконах Ангел Благомолчания, Ветхий Денми. Слайд 43. Венец состоит из двух квадратов: один огненный, свидетельствующий о божественности Господа, другой - черно-зеленый (или иссиня-черный), знаменующий собой мрак непостижимости Божества. Слайд 44. На коленях у Бога Отца изображается Предвечный Младенец Бог Сын. Слайд 45. Ризы Его, так же, как Ризы Отца, просветлены золотыми лучами - асистом. Глава увенчана скрещенным нимбом. Слайд 46. Глава Богомладенца покоится прямо, черты лица повелительные. Чело несоразмерно большое в ознаменование божественного всеведения. Положение тела восседающего Богомладенца так же свободно и величественно, как и положение тела Отца. Слайд 47. В недрах Эммануила изображен Святой Дух в виде голубя. Дух Святой окружен сферою синего цвета, пронизанною исходящими от Него лучами. Слайд 48. Спаситель обычно держит сферу, окружающую голубя, двумя руками. Иногда Спаситель изображается с двумя благословляющими руками, подобно Отцу.
Слайд 49. Вариантов "Новозаветной Троицы" в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Слайд 50. Композиция "Сопрестолие" содержит фронтальное изображение двух фигур. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название "Предвечный совет". В композиции "Отослание Христа на землю" старец благословляет средовека. Слайд 51. "Сопрестолие", "Предвечный совет" . В основу иконы легло стремление изобразить Господа Иисуса Христа по вознесении Своем восседающего одесную Отца. Слайд 52. Бог Отец изображен обычно в правой части иконы в образе Старца, сидящего на престоле, в царственных одеждах, просветленных лучами, в царском венце. Слайд 53. Правой рукой обычно Бог Отец благословляет Христа, изображение которого помещено в левой части иконы. В левой руке Отец держит державу. Глава Бога Отца окружена восьмиконечным нимбом, вписанным в круглый нимб. Слайд 54. Спаситель, так же, как и Бог Отец, имеет на главе царский венец, и глава Его окружена обычным для Спасителя крещатым нимбом. Одежда Христа подобна одеждам Отца. Слайд 55. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой – либо орудие нашего Спасения – Крест, либо благословляет. Слайд 56. Ликом Христос обращен к Отцу и как бы принимает от Него благословение. Слайд 57. Вверху помещается заключенный в треугольник или же в округлую сферу голубь - Дух Святой. Слайд 58. «Распятие в лоне Отчем». Иконографическая композиция, в которой Господь Саваоф (Бог-Отец) поддерживае крест с Распятым Христом; со спускающимся голубем - символом Святого Духа изображается Троица. Композиция имеет западно-европейское происхождение. Слайд 59. «Единородный Сыне».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]