Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (3,9 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
«Русская Правда» — первый свод законов на Руси
При великом князе Ярославе Мудром Русь получила первый свод законов. Он известен под названием «Русская Правда». Этот выдающийся памятник древнерусского права сохранился в трех видах или редакциях (краткая, пространная и сокращенная) и многочисленных списках, потому что с течением времени законодательство изменялось и дополнялось. Пространная редакция этого памятника называется: «Суд Ярославль. Правда Русская». Древнейшей редакцией является краткая «Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и некоторых других документов. Краткая редакция включена в состав «Новгородской первой летописи» — в записи под 1016 годом. Победив после кончины князя Владимира своего брата Святополка Окаянного, Ярослав щедро одарил участвовавших в походе новгородцев и, отпустив их по домам, «дал им Правду и Устав списав». При этом князь сказал им: «По сей грамоте ходите, якоже списав вам». И далее после слов «А се есть Правда Русская» начинаются статьи этого древнерусского свода законов. Из «Русской Правды» исследователи получили множество самых разнообразных сведений о жизни, нравах, судебных порядках Древней Руси. Изучая «Русскую Правду», историки узнают о том, какие группы людей, или сословия, существовали в Древней Руси, как они назывались и как относились друг к другу, а также чем занимались наши предки в их повседневной жизни. Из «Русской Правды» можно узнать о наказаниях преступившим законы, а по тому, какие проступки наказывались особенно строго, можно судить о нравах, существовавших тогда на Руси.
Родовая месть в Древней Руси
«Русская Правда» показывает, что несмотря на принятие христианства родовая месть при Ярославе считалась еще законною: так сильны были древние языческие обычаи. «Русская Правда» делает лишь то ограничение, что разрешает мстить не всему роду обиженного, а только ближайшим родственникам: брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю.
Вира за убийство
За убийство или увечье с виновного взимались штрафы. Если штраф платился князю, он назывался вирой, если штраф платился родственникам убитого — головничеством. Вира была трех видов: двойная в 80 гривен за убийство члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство свободного человека, половинная (или полувирье) в 20 гривен за убийство женщины и за тяжкие увечья. К тяжким увечьям относились: отсечение руки, ноги, носа, порча глаза.
Размер штрафа за различные проступки
Главным наказанием во времена Ярослава Мудрого был денежный штраф, или пеня. Если осужденный не мог заплатить, его продавали в холопы. Одинаковая пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из ловища, за уничтожение полевой межи, разделяющей крестьянские хозяйства, за выбитый зуб, за вырванный клок бороды и за убийство чужого холопа. Одинаковый штраф в 3 гривны назначался за отсечение пальца и похищение охотничьего пса. Много это или мало, можно судить по тому, что конь стоил 2 гривны, вол — 1 гривну и на 1 гривну можно было купить 10 овец.
Имущество и здоровье
По «Русской Правде» особенно сильно наказывались поджигатели, грабители и конокрады. Виновные в этих преступлениях выдавались князю на «поток», то есть на изгнание, а дома их и имущество отбирались. Разбой наказывался чрезвычайно строго. Грабителя и всю его семью продавали в рабство за границу. Таким образом, увечье оценивалось дешевле, чем повреждение имущества. Имущественное право в Ярославово время охранялось очень строго.
Испытание железом и водой
Следствие по любому делу велось очень тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда суд выносил решение. Если свидетелей не было и дело было неясным, обвиняемых подвергали испытанию железом или водой. Испытание железом состояло в том, что обвиняемый должен был произносить клятву о своей невиновности, стоя на раскаленном железе либо держа на нем пальцы. При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки: если он при этом робел, то проигрывал дело.
Деньги на Руси
Слово «деньги» на Руси появилось только в XIII веке. Это татарское слово, означающее звонкую монету. На Руси деньги имели очень любопытные названия: куны и гривны. Кунами назывались шкурки куницы, а гривнами (от «грива» — шея) первоначально назывались драгоценные металлические обручи — шейные украшения. Впоследствии гривнами стали называться кусочки рубленого драгоценного металла. Известны гривны золотые и серебряные.
Дружина князя
Ближайшим помощником князя во всех его делах была его дружина. Дружина разделялась по чину на старших мужей и на младших. Старшие назывались «княжи мужи» или «бояре». Младшие назывались отроками. Со старшими князь советовался о всех важных делах как военных, так и мирных. Князья посылали бояр посадниками в города, которые не имели своего князя, послами в другие государства, и назначали их тысяцкими (воеводами) над ратными людьми. Бояре были свободными людьми и всегда могли перейти на службу к другому князю. Но случаи такие упоминаются в летописях крайне редко. Князь очень дорожил дружиной и заботился о ней. А дружина была предана своему князю и всегда готова была за него на бой. Дружины были не очень велики. 800 человек считалось уже очень большой дружиной. В княжескую дружину принимались люди всякого племени и всех возрастов. Храбрость и преданность князю ценились превыше других качеств. Содержал дружину сам князь. Для этого ему были нужны немалые денежные средства. Кто такие смерды, наймиты, холопы?
Свободные крестьяне, работавшие на своей земле, назывались смердами. А крестьяне, у которых не было своей земли и которые нанимались работать на чужой земле, назывались наймитами. Холопами называли несвободных людей. В холопы попадали люди, оказывавшиеся в плену, проданные за долги или за преступления, а также женившиеся на холопке. В «Русской Правде» несвободная женщина называется рабой, но мужчина рабом никогда не называется. Собирательное имя для несвободных мужчин и женщин — челядь. Со всех людей, ему подчиненных, князь собирал дань. Сбор дани назывался полюдьем.
Русские богатыри
Особенно ценили князья, когда в ряды их дружин поступали знаменитые богатыри. Богатырями в старину назывались добрые молодцы, знаменитые своей отвагой, исполинской силой и доброй душой, всегда готовые прийти на защиту обиженным. Такое представление о богатырях сохранилось в многочисленных русских былинах, слагавшихся неизвестными нам по имени русскими поэтами-гуслярами. Былины — это предания о подвигах богатырей. Местами они переходят в сказку и наделяют своих любимцев невероятной силой и невероятными подвигами. Но в наших былинах о богатырях находится много и правдивых сведений. Нам с раннего детства знакомы имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Богатыри защищали свой народ от разных врагов. В степях рыскало Идолище поганое — таким именем называли разбойников-печенегов. В лесах сидели лютые люди — Соловьи-Разбойники, были еще и Змеи-Горынычи, Тугарины Змеиновичи и другие мудреные враги, которые грабили, убивали, жгли и уводили в плен беззащитных людей. Заведется в каком-либо селении такой, мучит народ, вот князь и посылает своего любимого богатыря на защиту. Богатыри, совершавшие подвиги, делались народными любимцами и героями.
Поленицы
Наряду с богатырями в те же времена известны и поленицы. Поленицами прозывали девиц, обычно дочерей или сестер богатырей, которые сами обладали богатырской силой и отвагой. Они также вступали в бои с разбойниками и прочими лихими («лихо» по-славянски значит ‘плохо’) людьми. Носили поленицы обыкновенные женские платья, но ездили на конях и были вооружены копьями, щитами и булатными мечами. Таковы были Василиса Микулична и Настасья Микулична — дочери богатыря Микулы Селяниновича.
Житие Ильи из Мурома
Летописи почти ничего не говорят о подвигах богатырей. Из летописных известий мы знаем только, что богатыри ходили по Руси вплоть до нашествия монголо-татар. Многие из них полегли в первой же битве за землю Русскую. Сохранилось житие инока Киево-Печерского монастыря Ильи из Мурома. Мощи его и поныне находятся в Киевских дальних пещерах. По описанию мощей Киевских пещер, составленному в XIX веке, известно, что мощи святого Ильи находятся нетленными и правая рука его сложена в крестном знамении, а на левой руке видна язва от раны, полученной в сражении.