Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.
Просвещение Древней Руси
Слово «просвещение» имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова. Время Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри. Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте. Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.
Первые библиотеки на Руси
Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью. В летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии... и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди...». Ярослав же книги многие написал и «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора. Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.
Древнейшие русские книги
Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава. К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, — Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения.
Первый митрополит из русских — Иларион
Кроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских — Иларион. После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Выбор пал на Илариона — священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава. Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство.
«Слово о Законе и Благодати» — выдающийся памятник красноречия Древней Руси
До наших дней дошли несколько сочинений митрополита Илариона. Самое замечательное — «Слово о Законе и Благодати». По преданию Иларион произнес это «Слово» в Благовещенской церкви, что была над Золотыми воротами Киева. «Слово» составлено очень поэтично. В нем прославляется благодатная христианская жизнь, перечисляются блага, которые приобрел русский народ через новую веру: «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорит он, — мы более не безнадежники, но уповаем в жизнь вечную». Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Иларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси — к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. В своем «Слове» митрополит обращается к умершему князю Владимиру как к живому: «Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их..., который неоконченное тобой закончил... и создал дом Божий великий и святой в честь Его Премудрости, на святость и освящение граду твоему, и украсил его всякою красотою: золотом и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест. И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада! Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город Святой, Всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на великих вратах создал..., а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!».
Киевская София
Ярослав много строил в Киеве и превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними. Особенно много труда и забот было положено на сооружение храма Святой Софии. Для этого были призваны греческие зодчие и художники. Храм венчали 13 куполов. Внутренность храма была богато отделана мозаикой и фресками. Мозаика очень прочна. И до наших дней в Софийском соборе сохранились древние мозаики времен Ярослава. Стены лестниц внутри храма были украшены фресками, изображающими сцены из княжеской жизни: суд, увеселения, охота. И поныне можно видеть одетых в колпаки с колокольчиками скоморохов, русских плясунов, играющих на флейтах, сопелях, гуслях, медных тарелках и на большой балалайке. Храм этот сохранился до наших дней, и полюбоваться на него приезжают путешественники со всего света.
«Повесть временных лет» о Ярославе
Как молодое поколение русских людей оценило сокровище, приобретенное им с христианством, и как оно было благодарно людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава: «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания».
Завещание Ярослава
Чувствуя приближение смерти, Ярослав собрал своих детей и для предупреждения всякой распри между ними сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Волынь, а Вячеславу Смоленск». Так наставлял он сыновей своих жить в любви. Ярослав скончался в 1054 году 76 лет от роду, окруженный всеобщим почетом и любовью и горько оплакиваемый народом. Тело его было положено в гробницу из светлого мрамора в соборном храме Святой Софии. Благодарный русский народ почтил память своего великого князя, наименовав его Мудрым.