Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
По словам Иоанна Лествичника, «ангелы – свет монахам, а монахи – свет мирянам». Таким светом и воссиял из глубины приднепровских пещер для всей Русской земли прославленный Киево-Печерский монастырь. Впоследствии он получил особый ранг «лавры» — в знак признания его церковных заслуг и многочисленности иноков. Киево-Печерская обитель явилась для Руси первейшей хранительницей того «небесного огня», что был получен Киевской землей в таинстве святого крещения. Возвышенные образы Печерских подвижников стали тем нравственным ориентиром, на который равнялись и к духовной полноте которого стремились поколения российских иноков. В значительной степени именно здесь, на киевских горах, трудами и неугасимым горением молитвенного духа печерских иноков и созидался век за веком «пресветлый» облик Святой Руси.
Киево-Печерская обитель
Светлым источником, из которого во все времена истекали на всю Русскую землю лучи христианского просвещения, горячей любви к ближнему и славные примеры подвижнической жизни, была основанная у самого Киева Печерская обитель. В этой обители день и ночь склонялся над своей «Повестью временных лет» летописец Нестор. В этом монастыре жили и трудились знаменитые иконописцы, врачи, зодчие. Из этой обители расходились в самые дремучие уголки Руси с проповедью христианской веры языческим племенам священники-миссионеры, обращавшие людей к новой вере величием христианского подвига. Во все времена люди преклоняются перед материальной силой: силой власти, денег и физической мощью. Печерская обитель дала Руси таких людей, которые показали подвиги выше богатырских, подвиги победы духа над телом, над миром.
Источники, рассказывающие нам о Печерской обители
История создания Печерского монастыря и рассказы о жизни, занятиях и подвигах его обитателей запечатлены в летописях, в житиях основателей монастыря Антония и Феодосия, в сборнике, который называется «Киево-Печерский патерик». «Патер» в переводе с греческого на славянский означает ‘отец’. «Патерик», или по-славянски «Отечник», — это сборник повествований об иноках-отцах.
Пещера Илариона
Основание Печерского монастыря было положено митрополитом Иларионом, когда он был еще простым священником. Жил Иларион в великокняжеском селе Берестове, славившемся своей веселой и шумной жизнью. В поисках уединения Иларион вырыл себе маленькую пещерку на холме над Днепром. Пещерку окружал дремучий лес, и в ней Иларион мог в совершенном одиночестве предаваться молитве. Пещера по-славянски звучала как «печера», отсюда и наименование монастыря.
Антоний из Любеча
В это же время проживал на Руси еще один замечательный подвижник по имени Антоний. Родом он был из города Любеча Черниговского княжества. Когда молодые люди знакомились с христианским вероучением, некоторые стремились посетить Грецию, чтобы там поучиться вере и получить утверждение в ней. Центром подвижнической жизни в Греции в то время, как, впрочем, и в наше, была Святая Гора Афон. Вот на эту гору Афон и отправился молодой любечанин. Там он постригся в монахи с именем Антоний. Недалеко от монастыря Эсфигмена, около морского берега, и поныне показывают пещеру первого русского инока. Через некоторое время греческий игумен благословил Антония вернуться на Родину.
Жизнь Антония и Феодосия в пещере
Антоний пришел в Киев, обошел все киевские монастыри и не нашел ни в одном из них такой жизни, к какой привык на Афоне. И вот однажды на берегу Днепра, на высокой горе, покрытой лесом, Антоний набрел на пещерку, в которой когда-то молился Иларион, и поселился в ней. Начав жить в пещере, Антоний питался одним сухим хлебом, и то через день. Все свое время он проводил в молитве и трудах. Скоро слава о необыкновенном подвижнике разнеслась по всей киевской стороне. И к нему стали приходить люди, также искавшие уединения и высоких духовных подвигов. В 1032 году к Антонию пришел молодой человек, пал к его ногам и просил постричь его в монахи. Это был будущий великий подвижник Феодосий. Пещерная жизнь была очень строга. Отшельники питались одним ржаным хлебом, в субботу и воскресение варили себе горох или бобы. Чтобы иметь себе пропитание, они плели корзины и продавали их. На полученные деньги покупали рожь, сами мололи ее на ручных жерновах, из ржаной муки пекли хлеб. Монахи также рубили лес и копали землю под огороды.
Феодосий — основатель монашеского общежития на Руси
Через несколько лет игуменом братии был назначен Феодосий. Число братии постепенно увеличивалось, и места в пещере не хватало. Святой Антоний обратился к великому князю Изяславу, сыну Ярослава, с просьбой: «Князь мой! Бог умножил братию, а место у нас тесное; не подаришь ли ты нам гору, что над пещерою?». Изяслав охотно исполнил просьбу Антония. И теперь главной заботой игумена Феодосия стало устройство нагорного монастыря, а затем сооружение деревянного храма Успения Богородицы. Феодосий ввел для своей уже многочисленной братии монастырский устав. Устав явился основой для распорядка жизни в монастыре. Все в обители совершалось только по благословению игумена и освящалось молитвой. В кельях братиям не позволялось держать никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды. Святой Феодосий сам строго исполнял эти правила.
Подвиг смиренной жизни
Смирением называется такое состояние человека, когда он всегда имеет мир на душе: не гордится своими удачами, не унывает от обид, не считает никакую работу для себя унизительной, не ропщет на свою жизнь и всегда думает о бедах и скорбях других людей больше, чем о своих. Жизнь святого Феодосия была великим подвигом смирения. За братской трапезой он вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла и не пил ничего кроме воды. Одежду он носил ветхую и худую, а под ней грубую власяницу — рубаху, сплетенную из колючего конского волоса. Часто проводил он всю ночь без сна, в молитве за себя и за обитель. Когда наступал Великий пост, он удалялся в пещеру, известную и сейчас под именем Феодосиевой, или Дальней. Феодосий каждый день трудился вместе с братией. «Часто ходил он в пекарню наряду с пекарями и, веселый духом, месил тесто и пек хлеб». Однажды перед праздником выяснилось, что некому носить воду. Феодосий поспешно встал и, никому ничего не говоря, начал сам носить воду из колодца. В другой раз некому было заготавливать дрова. «Я празден и пойду», — сказал игумен. Всем остальным велел идти на трапезу, так как было уже время обеда, а сам стал рубить дрова.
Помощь нуждающимся
Не менее деятельна была жизнь Феодосия и за монастырской стеной. Он часто посещал лиц, нуждающихся в его помощи и советах, и был истинным заступником притесняемых и обиженных. Особенно же Феодосий помогал бедным. Игумен велел построить при монастыре особый двор для увечных, слепых, хромых и отдавал им десятую часть монастырских доходов. В монастыре по праздникам устраивались общие трапезы, на которых вместе обедали нищие и князья. Однажды во время такой трапезы князь Изяслав спросил игумена: «Скажи, святый отче, что это значит? Дом мой полон всяких благ мира, но никогда в нем не готовят пищу так вкусно, как здесь». «Оттого, — отвечал Феодосий, — что здесь братия все готовит с молитвой и благословением, а твои слуги ссорятся, клянут друг друга и получают побои от приставников, когда готовят вам трапезу». Будучи смиренным и кротким, Феодосий умел быть и твердым, если этого требовала его совесть. Когда между сыновьями Ярослава, несмотря на отцовское завещание, возникли распри и Святослав со Всеволодом изгнали Изяслава из Киева, Феодосий долго отказывался иметь дело со Святославом и поминать его имя в церковных молитвах.
Кончина преподобных Антония и Феодосия
При жизни преподобных Антония и Феодосия началось строительство Великой каменной церкви Киево-Печерского монастыря. Благословение места для церкви было последним земным делом преподобного Антония. Он скончался в 1072 году на девяностом году своей многотрудной жизни. Мощи преподобного Антония почивают под спудом, то есть скрыто, в той пещере, в которой он жил. Спустя два года после кончины святого Антония в 1074 году преставился и преподобный Феодосий. После его смерти было отмечено несколько случаев чудесных исцелений и избавлений от бед людей, обращавшихся к нему с горячей, искренней молитвой. И уже в 1108 году он был причислен к лику святых.
Жизнеописания святых в «Киево-Печерском патерике»
Имена далеко не всех иноков, прославившихся своей удивительной жизнью, сохранила нам история, но многие замечательные жизнеописания можно прочесть в «Киево-Печерском патерике». Например, о бескорыстном враче Агапите, который переходил из кельи в келью и травами и молитвой лечил братию, а также всех, кто к нему обращался. Или о преподобном Алипии — первом русском иконописце, имя которого мы знаем. По преданию, одна из его икон чудесным образом сохранилась при всех пожарах и разорениях. Или о Прохоре Лебеднике, прозванном так потому, что он умел печь хлеб из лебеды. Причем хлеб, который он сам давал, благословляя, был слаще меда, а хлеб, взятый без разрешения, нельзя было есть, такой он был горький. Созданная святыми Антонием и Феодосием обитель, несмотря на все тяжелые и грозные времена, которые не раз пришлось пережить Киеву и всей Русской земле, процветает и поныне. Многочисленные паломники круглый год прибывают в Киев, чтобы поклониться чудотворным иконам обители и святым мощам Антония, Феодосия, Нестора-летописца и других праведников. Об этой обители летописец пишет следующее: «Много монастырей поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвой и бдением».