Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Почему у Владимира было прозвище Мономах
Более ста пятидесяти лет после смерти Ярослава прошли почти в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Светлой личностью запомнился сын Всеволода князь Владимир Мономах. Летописцы в один голос дают восторженную оценку его княжения с 1113 по 1125 годы. По их словам, он — образец добрых князей — при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память. От деда по матери, греческого императора Константина Мономаха, досталось ему такое имя — Мономах. В Оружейной палате Московского Кремля — главном хранилище древних и современных сокровищ России — хранится экспонат, который называется Шапка Мономаха. По преданию, эта шапка принадлежала Константину Мономаху, а потом была передана греками Владимиру. У историков есть серьезные сомнения в том, что эта шапка от греков. Но зато есть точное свидетельство, что сам Владимир называл себя «Мономах». В 1960 году на раскопках Новгородского городища школьник Олег Тарасов нашел свинцовую печать с длинной надписью на греческом языке. На одной стороне печати изображен святой Василий, а на другой — греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха». Архонт по-гречески — князь. А Василий — имя Владимира, данное ему при святом крещении, как и его великому прадеду Владимиру Красное Солнышко..
Съезд князей в городе Любече
После смерти своего отца, великого князя Всеволода, Владимир мог легко занять киевский престол, так как пользовался большой любовью у киевлян. Но Владимир этого не сделал. «Если сяду на столе отца своего, то будет у меня война со Святополком, потому что стол этот был прежде отца его», — так, по рассказу летописца, размышлял Владимир после похорон отца. И он уступил киевский престол своему двоюродному брату Святополку Изяславовичу. Всю свою жизнь Владимир пытался установить мир на Русской земле. В 1097 году он созвал всех враждующих между собой внуков Ярослава в городе Любече на общий княжеский съезд. Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей». Князья договорились, кому какой вотчиной владеть, и целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землею.
Ослепление князя Василька Ростиславича
Но не успели князья разъехаться по своим вотчинам, как совершилось злодеяние, не слыханное до тех пор на Руси. Давид Игоревич, князь Владимиро-Волынский, оклеветал перед великим князем Святополком Василька, сына Ростислава Тмутороканского. Он сказал, что Василек вместе с Владимиром замыслили убить Святополка и занять Киев. Василька предательски захватили и ослепили. Владимир пришел в ужас, когда дошла до него весть об этом. Опять призвал он князей на совет, пытаясь поправить дело, примирить князей: «Поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо нож в нас брошен. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую». С трудом удалось Владимиру примирить братьев и всем вместе пойти воевать с половцами.
Призвание Владимира Мономаха на великое княжение
Великий князь Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность. Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал. Не любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава — Святослава (их называли Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев, слишком много пролилось русской крови по их вине. И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», — говорили ему послы. Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду.
Владимир Мономах – великий князь
Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя. Владимир изменил некоторые законы в «Русской Правде». По его правилам нельзя было брать слишком большие проценты за деньги, данные в долг. Более того, Владимир установил различие между должниками. Если человек попадет в должники оттого, что его имущество сгорит, или будет разграблено, или будет потеряно по каким-то другим обстоятельствам, то такому должнику давалась длительная отсрочка в платежах. Если же должник попадет в беду по своей вине, из-за пьянства или по нерадению, то может быть даже продан в холопы.
«Поучение» Владимира Мономаха»
Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая, как вы помните, написана в 1377 году. В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине. Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям. Вот некоторые отрывки из «Поучения», которое в старину было любимым чтением каждого русского человека. «Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, Который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться... Ибо как Василий (то есть Василий Великий, в честь которого был крещен Владимир) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни... Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия Небесного не лишиться... Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал Ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется... Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас... Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите... Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные...» Перечислив подробно все свои походы, Владимир Мономах пишет: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей... А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня с бедра меч сорвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым».