Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (pptх).
Текст презентации частично озвучен. Есть тест по произведению.
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах. Всего от XI-XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей, и большинство из них – книги для совершения церковных служб. Среди сохранившихся книг – «Слово о полку Игореве», первое поэтическое произведение, дошедшее до нас из глубины веков. «Слово» называли лучшей поэмой о земле Русской, золотым словом древнерусской литературы, изумительным памятником древнерусской книжности.
«Слово о полку Игореве» – памятник мировой литературы
Когда Русская земля раздиралась от междоусобиц и брат проливал кровь брата, когда окрестные кочевники, пользуясь междоусобицами, все чаще приносили скорбь русским людям, неизвестным для нас древнерусским поэтом было составлено дивное «Слово о полку Игореве». Каких только наименований не давали этому произведению его исследователи! «Слово» называли лучшей поэмой о земле Русской, золотым словом древнерусской литературы, изумительным памятником древнерусской книжности. Не было ни одного крупного русского ученого филолога или историка, который бы не писал о «Слове». О нем известно более полутора тысяч работ. Генеральная конференция ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) объявила 1985 – годом празднования 800-летия выдающегося памятника мировой литературы — «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» написано в промежутке между 1185 и 1187 годами. Это первое русское поэтическое произведение, дошедшее до нас из глубины веков. Имя автора осталось неизвестным. Но духовный подвиг, совершенный им, живет в веках. Теплым и сильным чувством любви к Родине, призывом к общему согласию во имя спасения родной земли проникнуто это удивительное произведение. В XII веке Россия, Украина и Белоруссия были единой землей. «Слово о полку Игореве» — живой памятник единства трех братских народов, трех культур.
«Слово о полку Игореве» – исторический источник
«Слово о полку Игореве» — это поэма о походе князя Игоря против половцев. Игорь был внуком печально знаменитого князя черниговского Олега Святославича, который в поэме зовется Гориславичем. Сам Игорь был князем Новгорода-Северского - города, расположенного на южной границе Черниговского княжества. Для нас это произведение удивительно и как исторический источник. Картины природы, отношения русских людей друг к другу: князя и дружины, мужа и жены, брата к брату, отца к сыну, пленника и его повелителя — вся жизнь Русской земли XII века уместилась на десяти страницах текста. Незначительное в русской истории воинское поражение новгород-северского князя гениальный поэт превратил в огромную духовную победу.
Открытие «Слова о полку Игореве»
В начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря в Ярославле была обнаружена бесценная рукопись «Слова о полку Игореве». С рукописи «Слова» были сделаны две копии. Одна, предназначенная для русской императрицы Екатерины II, сохранилась до наших дней. В 1800 году А. И. Мусин-Пушкин в сотрудничестве со своими друзьями учеными А. Ф. Малиновским и Н. Н. Бантыш-Каменским издал «Слово». В 1812 году во время московского пожара при Наполеоне сгорела библиотека А. И. Мусина-Пушкина. Погибли многие бесценные рукописные сокровища и среди них — рукопись «Слова». Остались одна копия и несколько десятков изданных экземпляров.
Изучение «Слова»
С момента своего открытия «Слово» находится в центре внимания литераторов и историков, изучающих жизнь Древней Руси. «Слово» представляет немало трудностей для исследователей. В этом памятнике есть целый ряд так называемых «темных мест» — отрывков, смысл которых не удается разгадать. Единственный найденный список, как уже говорилось, в 1812 году сгорел. Современным ученым остается только предполагать, правильно или неправильно прочитали древнерусский текст переписчики «Слова» и первые издатели, благодаря которым сохранился текст. Если они ошибочно прочли какое-то трудночитаемое место рукописи, то исправить их ошибку почти невозможно. На русский язык сделано более сорока переводов «Слова», и каждый переводчик согласно своему таланту и в зависимости от эпохи, в которой живет, по-новому переводит «Слово».
Сомнения в подлинности «Слова»
Итак, оригинал рукописи «Слова» не сохранился, и текст «Слова» не встретился больше ни в одной древней библиотеке. Это заставило некоторых ученых-историков сомневаться в подлинности «Слова». Было высказано предположение, что это произведение — подделка конца XVIII века. Вопрос о подлинности «Слова» обсуждался много лет. Почему же так ревностно стремятся ученые доказать подлинность «Слова»? Выдающийся специалист по древнерусской литературе академик Д. С. Лихачев сказал: «Никто никогда не спросит, фальшив ли лежащий на дороге булыжник, но жемчуг может оказаться фальшивым». Именно потому, что этот памятник — жемчужина русской древности, к нему приковано такое пристальное внимание ученых. И если «Слово» на самом деле написано в XII веке, какими бесценными сокровищами для нас являются все его свидетельства!
Победа Святослава над половцами
В 1184 году князья южной России во главе со Святославом киевским, троюродным братом Игоря, пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князьков и даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.
Игорь готовится к походу
Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе — и более всех князь новгород-северский Игорь. Игорь с молодых лет отличался храбростью, любил славу и ради славы готов был умереть. Он сердился на князей за то, что они не взяли его с собой в поход, и решил самостоятельно пойти на половцев и добыть себе славу. Вместе со своим младшим братом Всеволодом, князем курским, он тайно собрал дружину и повел ее к Дону. «Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый — ты, Игорь! Оба мы — Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, оседланы у Курска раньше. А мои-то куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
Грозные предзнаменования
Вся природа предупреждала Игоря о предстоящих опасностях: «Солнце ему тьмою (затмением) путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила; свист звериный встал; встрепенулся див (божество восточных народов), кличет на вершине дерева (предупреждая своих о походе русских), велит прислушаться земле незнаемой... Ум князя уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона (дойти до Дона с победою) заслонила ему предзнаменование».
Гибель войска. Пленение Игоря
Против небольшого русского войска собралась «вся половецкая земля». Речь Игоря перед битвой полна заботы о «черных людях», то есть о простых ратниках, о крестьянах. Он сказал: «Если погибнем или убежим, а черных людей покинем, то на ны будет грех... Пойдем! Но или умрем, или живы будем на едином месте». Чтобы всем быть в равных условиях, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе. Русские встретились с половцами на реке Каяле. В бою сам Игорь был ранен и взят в плен. Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек.
Призыв Святослава Киевского к защите Русской земли
Святослав Киевский, узнав о трагической участи Игоря и его войска, очень опечалился: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать, но одолели (вы половцев) без чести, без чести ведь кровь поганую пролили». Святослав упрекает младших князей в том, что они из-за тщеславия навели новую беду на Русскую землю, и призывает всех русских князей на защиту Руси: «Вступите, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!».
Плач жены Игоря - Ярославны
Самые поэтичные строки поэмы — это описание горя жены Игоря Ефросиньи Ярославны (дочери Ярослава Осмомысла), когда она узнала о пленении мужа. «На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует. «Полечу, — говорит, — кукушечкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Ярославна рано плачет в Путивле: «О ветер, ветрило! Зачем ты, господин, веешь навстречу? Зачем мчишь ханские стрелы на своих легких крыльицах на воинов моего милого друга? Разве мало тебе было в вышине под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?».
Побег Игоря из плена
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. Крещеный половчанин предложил Игорю бежать. Но Игорь не сразу согласился. Побег в те времена считался «неславным путем». И только узнав, что возвращающиеся половцы намерены перебить всех русских пленных, Игорь с помощью своего друга перебрался через реку, сел там на коня и бежал. Одиннадцать дней пробирался Игорь до Русской земли и встречен был с радостью. Заключается поэма славословием князю и его дружине. Вот как выглядит это заключение в переводе одного из известных поэтов XX века Николая Алексеевича Заболоцкого:
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
«И раздрася вся Русская земля»
Губительная сила княжеских усобиц выражена автором «Слова о полку Игореве» в поэтической форме. Русские летописцы обличали эти же раздоры кратким и сильным летописным словом. Но вот летописец записал под 1132 годом страшные слова: «И раздрася вся Русская земля». Слова эти были написаны после смерти Мстислава — сына Владимира Мономаха. Единое, сильное, цветущее государство — Киевская Русь — раздробилось на несколько десятков самостоятельных княжеств.