Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (pptх).
В презентации есть небольшой тест на знание материала.
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Киев и Владимир на Клязьме
Долгое время Киев был старшим городом во всей Русской земле. «Кто не полюбит княжения Киевского? — спрашивал киевский князь Изяслав. — Ведь здесь вся честь и слава, и величие. Глава всем землям Русским Киев, сюда от многих дальних царств стекаются всякие люди и купцы, и всякое добро от всех стран собирается в нем». Но вот в конце XII века нашелся князь, которому полюбился не славный и богатый Киев, а новый, едва только начинавший отстраиваться город Владимир на реке Клязьме. Этим князем был один из самых замечательных древнерусских князей — Андрей Боголюбский. И при нем, и какое-то время после него Киев по-прежнему оставался старшим городом на Руси, но в жизни государства произошла очень важная перемена. Самый могущественный князь теперь живет не в Киеве, а далеко на севере от матери городов русских. Киев же он отдает старшему после себя князю. Город-крепость Владимир на реке Клязьме основал в 1108 году князь Владимир Мономах, и свое имя новый город получил в честь основателя. Его внук, князь Андрей Боголюбский, получив великое княжение киевское, избрал своим местопребыванием Залесский край и его новый центр — город Владимир.
Залесский край
Владимир на реке Клязьме отстоит от Киева на тысячу километров. Дороги из Киева на север шли через могучие девственные леса. Поэтому земли вокруг таких старинных крупных городов, как Ростов и Суздаль, получили наименование «Залесский край». Здесь при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском один за другим возникают новые города. Князь Юрий строит «в поле» город, который в честь него получает название Юрьев-Польский. Он же основал город Дмитров, назвав его так в честь сына Дмитрия. В 1147 году становится известным городок Москва. Князь Андрей Юрьевич основал на реке Клязьме пониже Владимира город Боголюбов. Очень любил этот город князь Андрей и по нему получил в истории прозвание «Боголюбский». Историки давно подметили, что названия многих городов Владимиро-Суздальской Руси напоминают или повторяют названия южнорусских городов: Переславль, Звенигород, Вышгород, Галич. Названия киевских рек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязанской и Владимирской землях. Все это говорит о переселении народа с Киевского края в Залесский край. Быстрое заселение Владимиро-Суздальской земли связано и с бегством простых людей от половцев с Днепра под защиту лесов. Заселяя новые земли, русские люди переносили старые привычные названия на новые города и обживаемые реки. Известия летописцев об основании городов сопровождаются сведениями и об основании церквей. Усерднейшими храмосоздателями были сами князья — Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский.
Храбрый и добрый князь
Из всех князей того времени Андрей Боголюбский выделялся необыкновенной храбростью. Летописи сохранили подробные и живые описания его характера, его подвигов. Он любил начинать битву впереди полков, врывался на ретивом коне в середину вражьего войска, забывал об опасности во время сражения и даже не замечал, когда с него сбивали шлем. Но, несмотря на такую боевую удаль, князь Андрей Боголюбский не любил войн. Даже после удачного боя он первым подходил к отцу с просьбой примириться с пораженным врагом. Летописец отмечал: «Не величав был Андрей на ратный чин (то есть не величался боевой доблестью своей), но ждал похвалы лишь от Бога». Детство и юность он провел в Суздальской земле, к которой привязался на всю жизнь.
Из Киева во Владимир
Когда князь Юрий Долгорукий после многих усилий добился киевского княжеского престола, то сына своего, князя Андрея, он посадил возле Киева в Вышгороде. Но в Вышгороде князю не сиделось. Его душа стремилась в родную Суздальскую землю. Однажды ночью — это было летом 1155 года — князь Андрей, взяв греческую чудотворную икону Божией Матери и не известив отца, отправился на север. «Смущался князь Андрей, — повествуется в одном из летописных сводов, — видя нестроение братьев, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении. Ни у кого из них ни с кем нет мира, и оттого все княжения запустели. Скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца и, не сказавшись отцу, решился уйти к себе в Ростов и Суздаль, говоря: там поспокойнее».
Как был основан город Боголюбов
В 12 верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные в сани кони князя Андрея вдруг встали. Один из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской Богоматери» — рассказывает нам то, что произошло дальше. Коней стали хлестать бичами, но они не сдвигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь заснул. А во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память об этом явлении князь Андрей велел написать икону Божией Матери такой, как Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской. А та икона, которую принес Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, теперь известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери — покровительница Москвы и всей земли Русской. На месте явления Божией Матери князь построил храм Рождества Богородицы и заложил город Боголюбов. Это было в 1159 году.
Великий храмосозидатель
Тридцать прекрасных храмов было создано великим князем Андреем Боголюбским за годы его княжения. Лучший из них — Успенский собор во Владимире. Церковная красота Владимиро-Суздальской Руси помогала обращению многих язычников в христианство. Как говорит летописец, многие некрещеные, «видевше славу Божию и украшение церковное, крестились». Повторялось то, что произошло с послами князя Владимира в Софии Константинопольской. Красота храмов свидетельствовала окрестным народам о духовной красоте православия. Лучшие памятники архитектуры Владимиро-Суздальской Руси: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота во Владимире — тоже построены при князе Андрее Боголюбском. Сохранились свидетельства трогательной любви князя Андрея к своим людям. По улицам Владимира постоянно двигались повозки, с которых раздавали пищу больным и нищим. А во время постройки Золотых ворот случилось несчастье. Ворота хотели открыть к празднику Успения Божией Матери, но известь не успела высохнуть, и строение рухнуло. Под обвалом были погребены 12 человек. Тогда князь Андрей взмолился горячо к Божией Матери перед чудотворной иконой: «Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, повинен буду в их смерти». Подняли кирпичи — и все придавленные люди оказались живы и невредимы.
Походы князя Андрея Боголюбского
Удачные походы князя Андрея на волжских болгар перемежались неудачами в битвах с Новгородом и трудными походами на Киев. Новгородцы нанесли войску Андрея Боголюбского сокрушительное поражение. Князь воспринял это поражение со смирением и покаянием за те разорения, которые ранее были нанесены его дружиной Киеву. Андрей Боголюбский был почитателем святых мучеников князей Бориса и Глеба. Главной домашней святыней князя была шапка князя Бориса, а над постелью его висел меч святого князя. Меч был предательски похищен его слугой-ключником накануне страшной ночи, когда был убит великий князь. Братья жены сговорились убить князя Андрея. Поводом к убийству послужило приказание князя казнить одного из них за тяжкую вину.
Мученическая кончина князя Андрея Боголюбского
«Повесть об убиении Андрея Боголюбского» полностью сохранилась в Ипатьевской летописи. Вот отрывки из этой потрясающей повести. «В год 6683 (1175) убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха, июня месяца в 28 день, в канун праздника святых апостолов. ...Состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных... и задумали убийство в ночь, как Иуда Господа. Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока шли к спальне его, пронзил их страх и трепет. И... спустясь в погреба, напились вина». Заговорщики выломали двери спальни князя. Князь хотел схватить меч, но он был похищен. «И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли». Когда князь упал, убийцы захватили своего убитого сообщника и ушли, решив, что окончательно убили князя. Но князь был еще жив и, спускаясь по лестнице, стал звать стражу. Его стоны услышали убийцы и вернулись. Они отыскали князя по кровавому следу и прикончили его. Князь, взглянув на небо, сказал: «Господи, в руки Тебе предаю душу мою» — и умер. Тело убиенного князя с великой честью и плачем народным было перенесено во Владимир. Доброго князя погребли в соборном храме. При погребении о нем говорили как о страстотерпце и сравнивали его мученическую кончину со смертью князей Бориса и Глеба. Народ верил, что князь Андрей пострадал «за други своя», то есть за свой народ. Русская Православная Церковь причислила князя Андрея Боголюбского к лику святых. С именем князя Андрея Боголюбского навсегда связаны многие святыни земли Русской, и одна из главных святынь — Владимирская икона Божией Матери, перенесенная им из Киева во Владимир. В одной из поздних русских летописей, Устюжской, перемещение столицы Руси из Киева во Владимир оценивают так: «Князь великий Андрей Юрьевич пришел из Киева на великое княжение, и с того времени стало великое княжение во Владимире».
Всеволод Большое Гнездо
С 1176 по 1212 год владимирским князем был младший сын Юрия Долгорукого — Всеволод, прозванный «Большое Гнездо», потому что у него было восемь сыновей и множество внуков. Могущество Всеволода автор «Слова о полку Игореве» выразил такими словами: «Великий князь Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». Золотой отцовский престол — это Киев. Отец Всеволода Юрий Долгорукий был последним князем, при котором Киев еще оставался реальной столицей. Всеволод Большое Гнездо последовал выбору своего старшего брата Андрея Боголюбского и свой престол укрепил во Владимире.