Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ" |
[ · Скачать (20,2 Мв) ] | 14.04.2010, 07:47 |
Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы. Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru. Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: Источники наших знаний о древнерусских городах Для изучения истории древнерусских городов важное значение имеют как письменные, так и вещественные исторические источники. Находки археологов помогают лучше понять скупые летописные строки о древнерусских городах, а данные летописей делают целенаправленными поиски археологов. Наиболее полные сведения получены о таких городах, как Киев, Великий Новгород, Владимир Залесский, потому что именно эти города известны своей летописной традицией. Археологи сделали здесь много удивительных открытий. Немало сведений собрано учеными также о Чернигове, Смоленске, Суздале, Ростове и Полоцке. Богатая культура Древней Руси развивалась главным образом в городах, поэтому изучение истории древнерусских городов имеет для исследователей родной истории чрезвычайно важное значение. Подавляющее большинство древнерусских городов носит славянские названия. Это приводит ученых к выводу о том, что древнейшие русские города были основаны восточными славянами и являются очагами славянской культуры. Много лет посвятил изучению истории древнерусских городов известный русский историк академик Михаил Николаевич Тихомиров, который в середине 20 столетия написал большое исследование под названием «Древнерусские города». Количество древнерусских городов О количестве древнерусских городов академик М.Н. Тихомиров судит прежде всего по их упоминаниям в древнейших летописях. Он считает, что по летописным сведениям IX–X вв. можно установить существование свыше двух десятков древнерусских городов. К концу XII века по сохранившимся упоминаниям в летописях можно насчитать уже 224 городских поселения. И эту цифру М.Н. Тихомиров называет скорее преуменьшенной, чем преувеличенной. В XIII веке исследователи находят еще 47 городов и, таким образом, общее их число ко времени монголо-татарского нашествия достигало 271. Каким был древнерусский город В те далекие времена любое поселение было немыслимо без укрепления, без защиты от нападения врагов. Главная и центральная часть поселения чаще всего располагалась на холме, в некотором отдалении от реки, и была огорожена стенами. Отсюда и пошло название — «город». Обычно вокруг первоначальных стен города разрасталось новое поселение — предградье или посад. В случае нападения неприятеля жители посада спешили укрыться за стенами города. Среди древнейших русских поселений исследователи различают городища-убежища, то есть селения, которые далеко не всегда имели постоянных жителей, и города, которые имели постоянное население и постепенно превращались в центры ремесла и торговли. Последний тип поселения и принято называть древнерусским городом. Стены древнерусского города чаще всего были деревянные, иногда каменные, с башнями, воротами. Ворота носили название или по их расположению, например, на востоке города — Восточные; или по украшению — Золотые; или по имени церкви, которая сооружалась над воротами города, например — Никольские, если церковь была в честь святителя Николая. Центральное место в древнерусском городе занимал соборный храм. Там объявляли княжеские указы, там воины собирались на молитву и благословение перед своим ратным подвигом. Соборный храм или монастырь содержал школу, библиотеку и мастерскую по переписыванию книг. Важное место в городе занимали княжеский двор и торговая площадь — торг. Древний Киев Краткие летописные сведения о Киеве X века свидетельствуют, что укрепленное место, или собственно «город», занимало довольно незначительную территорию. «Люди» — городское население — жили на горе, где и располагался город Киев. В городе находился княжеский двор. Киев был расширен при Ярославе Мудром, который в 1037 году заложил «град великий Киев» с Золотыми воротами. До этого времени местность, где позже был воздвигнут Софийский собор, являлась «полем вне града». И в низине у Днепра — на Подоле — по словам летописи, тогда еще «не жили люди, но на горе». В X веке Киев представляется городом с ремесленным производством и торговлей. Древний Новгород Поселения на месте будущего Великого Новгорода существовали уже в IX–X веках. Они были открыты археологами вблизи северной, то есть наиболее древней части Детинца. (Детинец — небольшая крепость, центральная укрепленная часть древнерусского города). Там впоследствии разместились София Новгородская и дом новгородского епископа. Этот духовный центр Великого Новгорода стал зародышем новгородского посада, который быстро разросся в последующие столетия. М.Н. Тихомиров считает, что такие посады, как правило, развивались в непосредственной близости и под защитой городских замков. Древний Псков Раскопки, произведенные археологами на территории Пскова, одного из древнейших русских городов, показали, что Псков уже в IX веке был довольно значительным городом. Учеными были найдены мостовые X века и даже остатки жилых помещений 8–9 столетий. Разнообразные изделия из железа, найденные археологами на территории Пскова, характеризуют деятельность кузнецов-ремесленников этого города. Другие находки — западноевропейские монеты и изделия восточных мастеров — свидетельствуют о торговле Пскова с Востоком и Западом. Городские бедствия Древнерусские города страдали не только от вражеских набегов и междоусобиц, но часто и от пожаров. Поскольку городские строения были почти все деревянные, то пожары иногда полностью опустошали города. Летописцы, говоря о пожарах, указывают, какой урон город терпел от них. Во Владимире, например, в 1183 году во время сильного пожара сгорел почти весь город с тридцатью двумя церквами. Рассказывают летописцы и о таких бедах, как голод или мор. Голод иногда происходил не по причине неурожая, а из-за того, что набеги кочевников или усобица между князьями прекращали полевые работы. Суздальский летописец упоминает о страшной эпидемии 1187 года, когда не было ни одного двора без больного. Как князья управляли Большая часть древнерусских городов выросла вокруг княжеских дворов. Новые города основывались преимущественно князьями. И название некоторых из них прямо указывает на имя князя-основателя. Княжеский двор являлся центром управления и общественно-политической жизни города. Важнейшие события, касающиеся развития и судеб города, обсуждались на вече. Важнейшими представителями княжеского управления в городе были воеводы или тысяцкие. Тысяцкий выступал и как судья для городского населения, и как судья для торгового суда. Тысяцкие же командовали городским ополчением — «тысячью». Это создавало для тысяцких исключительно высокое положение среди бояр. В Древней Руси княжеский род Рюриковичей владел Русской землей как бы сообща. Земля не закреплялась за князем навечно. Но во владении отдельными княжествами наблюдался иерархический принцип: лучшие уделы, которыми владели князья, переходили от одного князя к другому по очереди. Когда умирал старший князь, его удел переходил к следующему по старшинству князю — его младшему брату или старшему сыну. Так сложился удельный порядок княжеского владения. Случалось, что сильный князь самовольно претендовал на лучший, то есть более богатый удел, и силой отнимал его у князя, имеющего слабую дружину. Воспитание князей При рождении сына в княжеской семье ему давалось имя, обычно славянское, а при крещении еще и другое — греческое, которое выбиралось по святцам (церковному календарю). Первое имя нарекалось обычно в честь знаменитого старшего родича, т.е. в честь кого-либо из живых или умерших князей. Когда младенцу-князю исполнялось 2–3 года, над ним совершался обряд первого пострижения волос. После этого священник благословлял мальчика и сажал его на коня, а в княжеском дворце по этому поводу устраивался пир. Князя «сажали» на княжеский престол торжественно. Обряд происходил в главном, т.е. соборном храме города. Летописцы писали о посаждении так: «сел на столе отца и деда». Этим указывалось преемство княжеской власти. Важное место в жизни князя занимали военные походы. Об этой стороне княжеской жизни на Руси можно судить по «Поучению» Владимира Мономаха. Право рядить полки перед битвой принадлежало старшему в войске князю. Древнерусские князья прославились своими ратными подвигами, а некоторые и строгой христианской жизнью. Многих князей Церковь прославила как святых. Дружинники Дружинник иногда мог переходить от одного князя на службу к другому. Храбрых дружинников князья принимали с радостью, потому что каждый князь нуждался в отважных воинах. Но перемещения князей из одного города в другой и княжеские междоусобицы оказывали плохое влияние на дружины. Дружинники должны были или переезжать со своим князем на новое место, или поступать на службу к новому князю. Но с новым князем могла прийти его прежняя дружина, которая занимала первое место. Если трудности в жизни дружинников возникали при законной смене князя, то что говорить об их участи, когда один князь изгонял другого силой из его волости? Отношения князя и дружины могли быть разными. Одному князю дружина, например, говорила: «Князь, тебе без нас нельзя было ничего ни замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою истинную любовь ко всей братии». А другому князю дружинники могли ответить совсем иное: «Ты сам собою это, князь, замыслил, так мы не едем за тобою, мы ничего не знали». Поэтому хороший князь не отделял своей пользы от интересов дружинников. В военных походах участвовали выходцы и из других слоев населения — как городского, так и сельского. В отличие от дружины это войско называлось ополчением, а во главе его обычно ставился тысяцкий. Население древнерусских городов Крупнейшие древнерусские города — центры земель и княжеств — были не только административными и стратегическими пунктами. Обычно они становились важнейшими центрами церковной и культурной жизни, так как в них располагались епископские кафедры. В них же или рядом с ними возникали крупнейшие монастыри, училища, библиотеки, иконописные мастерские и мастерские по переписыванию книг. Где и почему возникали древнерусские города? М.Н. Тихомиров считал, что города возникали в первую очередь там, где развивалось сельское хозяйство и выделялись ремесленники и купцы. В некоторых случаях определяющее значение для возникновения и быстрого развития городов имело распространение торговли и ремесел. В соответствии с этим складывалось население древнерусских городов: князья, бояре-землевладельцы, слуги и воины, духовенство, купцы, ремесленники и холопы. Из бояр, как лиц особо близких князю, назначались наместники по волостям. Холопы были так называемые «большие», которые служили у князя по хозяйственному управлению, и «меньшие», которые были чернорабочей челядью: на дворе — дворовые, на пашне — пашенные, или страдные. Низшие должности дворцовой службы князь поручал как холопам, так и свободным людям. Свободные люди могли уйти от князя, но тогда они лишались земли, которую получали за свою службу. Город и село Древнерусский город — это прежде всего укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности. Представление о городе, как о торговом и ремесленном центре, формируется позже. В «Повести временных лет», например, сохранились слова княгини Ольги к древлянам: «Все города ваши сдались мне и обязались платить дань и возделывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь на дань». Следовательно, древнерусские города в хозяйственном устройстве были неотделимы от села и имели «нивы свои» и «земли свои». О городских ремеслах Древнерусские ремесленники, по исследованиям археологов, имели несколько десятков специальностей. Одно из наиболее важных и распространенных ремесел — кузнецкое дело. «Кузнь» — это изделие из металла. Кузнецы обычно расселялись при въезде в город, поэтому некоторые городские ворота назывались «кузнечными» или «кузнецкими». Древнерусского кузнеца летописцы иногда называли «железоковец», ювелиров именовали «серебрянниками», с драгоценными металлами работали «златари». Важное место среди мастеров древнерусского города занимали плотники, так как большинство городских строений были деревянными. Некоторых плотников именовали «мостниками» — они сооружали мосты, а также мостовые, которые были найдены при раскопках крупнейших древнерусских городов. «Городники», или «огородники», следили за исправностью городских стен и укреплений, то есть заботились об ограждении города. Каменным строительством занимались «каменники». Портных называли «шевцы» или «швецы». И само слово «портной» происходит от древнерусского названия одежды — «порты». «Усмари» выделывали различные изделия из кожи («усма» — ‘кожа’), а гончары изготавливали посуду и другие необходимые для горожан предметы домашнего обихода. Один из районов («концов») Великого Новгорода носил название Гончарного. Гончары работали и на селе, но в городе спрос на их изделия намного превышал спрос сельских жителей. Особую группу городских специалистов составляли «иконники», писавшие святые образа для храмов и для домов, а также переписчики книг. Из их рук вышло немало шедевров древнерусской живописи и книжного искусства. «Поучения к чади» Люди из простонародья именовались «молодшие», «меньшие», «простая чадь» или просто «люди». Среди памятников древнерусской литературы сохранились поучения XIII века, предназначенные простым людям, — так называемые «Поучения к чади». В них содержатся увещания уклоняться от пьянства, клятв и суеверий: «Бог потому, прогневаясь, не пускает на землю дождя, что не велит Бог болезни лечить чарами и заклятьем, ни бесов просить — на охоту идя, или торгуя, или милости царской надеяся. Беда христианам, так поступающим, и мученье страшнее языческого, если того не оставят и не покаются». Предчувствие беды Один из интереснейших памятников древнерусской литературы — «Моление Даниила Заточника». Это произведение было написано в конце XII – начале XIII века, незадолго до монголо-татарского нашествия. «Заточник» — может означать заключенного, сосланного человека или заточившего себя в подневольную работу. Среди исследователей древнерусской литературы нет единого мнения, кем именно был Даниил Заточник, но его творение стало одним из наиболее известных произведений литературы Древней Руси. В «Молении», то есть усердной, как бы молитвенной просьбе, приводится очень много остроумных высказываний, жалоб на тяжелую жизнь, обращенных к добросердечному князю. Даниил откровенно пишет, что он не слишком храбр на войне, но зато крепок в словах. До сих пор он служил у бояр и немало потерпел от них. Теперь он не хочет находиться в зависимости от бояр и хочет служить князю. Даниил Заточник пишет: «Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек — когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в печали обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека; печаль человеку кости сушит. Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день». У этого произведения есть другая редакция, которая носит название «Послание Даниила Заточника». Это остроумное и местами как бы шутливое послание Заточника князю Ярославу Всеволодовичу заканчивается очень серьезно: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языкам (то есть народам), не знающим Бога». Видимо, предчувствовал этот древнерусский писатель близкую беду от нашествия иноплеменников. Одиннадцатое и двенадцатое столетия являются временем быстрого умножения и развития городов не только на Руси, но и во многих других странах, например, в Польше, Чехии, в Восточной и Северной Германии. По уровню развития культуры, ремесел и торговли древнерусские города в домонгольский период не уступали городам Западной Европы, а в некоторых отношениях и превосходили их. Но западноевропейские города не испытали таких разрушений и бедствий, какие выпали на Русь в XIII веке. Нашествие монголо-татар сначала разрушило многие древнерусские города, а наступившее затем монголо-татарское иго значительно затормозило их развитие. | |
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 5648 | Загрузок: 1721 |
Всего комментариев: 0 | |
"Свѣточъ" © 2009-2022 | Сайт создан в системе uCoz