Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Неоспоримые свидетельства
Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется. И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства. Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях. Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее — все предстало перед нашими предками в новом освещении. Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное. Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков.
Книжная сладость
Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» — это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово — «сладость». «Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием. Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением. Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью». Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда. Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские». А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его.
Русские храмы
Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство. Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предназначалось для храма. Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом. Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде. В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок — настенной живописи храмов. В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская.
Храмы Владимиро-Суздальской земли
Новый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства. Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад.
Успенский собор во Владимире
Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах. Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм. Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель». По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села. Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям. Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси.
Церковь Покрова на Нерли
Одним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери. Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом. Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли. Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове. Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки. Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты. «Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки. Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.
Древнерусская икона
Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве. Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства. Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими». Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси. В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами. Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона — преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает. В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом — сиянием. Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели. Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы. Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси — Андрея Рублева.