Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (10,6 Мв, pptх).
Из материалов этой презентации составлена презентация Храмы Пскова
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Младший брат Великого Новгорода
Псков — один из древнейших городов нашего Отечества. Он существовал уже во времена княгини Ольги, которая по преданию была псковитянкой. Долгое время Псков был «пригородом» Новгорода. Как и Новгород, Псков имел свое вече, но управлялся наместниками, присланными из Новгорода. По очень важным вопросам на новгородское вече приглашались бояре и представители из Пскова, и решение принималось сообща. Часто бояре из Новгорода, потерпевшие поражение на своем вече, уезжали в Псков. Как мы видим, Псков был тесно связан со своим старшим братом — Новгородом. Но псковичи тяготились своей зависимостью от Новгорода и старались добиться самостоятельности. В 1136 году они пригласили к себе на княжение изгнанного Новгородом князя Всеволода (в крещении — Гавриила), внука Владимира Мономаха. С тех пор Псков стал иметь своего князя. Вот как повествует об этом псковский летописец, считающий это событие началом независимости Пскова: «Пришли псковичи и взяли Всеволода княжить к себе, а от новгородцев отложились». Князь Всеволод-Гавриил княжил в Пскове всего год, но успел заслужить глубокое уважение псковитян. Вместо деревянного храма Святой Троицы времен княгини Ольги Всеволод возвел в Псковском Кремле величественный каменный собор, в котором и был впоследствии погребен. За свою благочестивую жизнь Всеволод-Гавриил был признан Церковью святым.
Храмы Пскова
Собор Святой Троицы имел для Пскова особое значение. Подобно Новгородской Софии Святая Троица была главной святыней Пскова. Псковичи чтили Святую Троицу как покровительницу города. В Троицком соборе они хранили документы, печати, городскую казну, здесь же велось псковское летописание. Как свидетельствуют псковские летописи, псковичи называли свой город «Домом Святой Троицы». «Хотим умереть со славой за Святую Троицу и за все церкви святые!» — говорили они своим князьям, отправляясь на защиту своего города. Среди других древних псковских церквей наиболее известны Спасо-Преображенский собор Спасо-Мирожского монастыря (ХII в.) и церковь Василия на Горке (XV в.).
Независимость Пскова
Как вы помните, Псков долгое время добивался независимости от Новгорода. Наконец в 1348 году новгородцы признали самостоятельность Пскова. Теперь Псков стал называться не пригородом, а младшим братом Новгорода. Вместо новгородских ставленников псковское вече стало само избирать себе и посадника, и князя. В «Псковской судной грамоте», памятнике XIV–XV веков, содержится любопытная для нас присяга псковских посадников: «А которому посаднику вести на посадничество, тому посаднику крест целовати (поклясться) на том, что ему судить право (справедливо) по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися (не расхищать городскую казну), а судом не метиться ни на кого ж, а правого не погубить, а виноватого не жаловать». Посадникам в управлении городом помогали сотские, тысяцких в небольшом Пскове не было. Управлялась Псковская земля так же, как и Новгородская. В пригороды, а их у Пскова было 12, Псков назначал наместника.
«Братья» Псков и Новгород
Псковичи хотели добиться и церковной независимости от Новгорода — ведь в церковных делах они подчинялись Новгородскому архиепископу. Но Московский митрополит поначалу не давал Пскову собственного епископа. Не имея своего епископа, псковское духовенство организовывалось в «соборы». В предисловии «Псковской судной грамоты» мы читаем: «Эта грамота выписана по благословению отец своих попов всех пяти соборов и священноиноков и диаконов и священников и всего Божия священства всем Псковом на вече». Самостоятельный Псков был как бы отображением Великого Новгорода. Но тревожное положение на западных границах Руси и небольшие силы города заставляли псковичей быть более послушными великим русским князьям, чем их «старшие братья» новгородцы. Так и жили «братья» Псков и Новгород часто в несогласиях между собой, но всегда в дружном союзе против общих врагов.
На защиту Русской земли
Вся Новгородская земля в те века была щитом, защищавшим Русь от враждебного Запада. Но особенное значение в деле защиты Руси имел Псков. В XII веке ближайшими соседями Пскова были воинственные племена чудь, ливы, летголы. Немало походов на своих соседей-врагов совершили псковичи вместе с новгородцами. В XIII веке Ливонию захватил могущественный Ливонский орден немецких рыцарей, и Псковские земли стали пограничными. В то время немцы были опаснейшими врагами Руси. Псков оказался в очень тяжелом положении. За все походы новгородских и других русских князей против немцев расплачиваться приходилось Псковской земле. «Немцев вы только дразните, а нам приходится отвечать за это», — приводит летопись ответ псковичей князю Ярославу, отцу Александра Невского. В 1240 году немецкие рыцари захватили Псков и посадили своих людей управлять Псковской землей. Лишь в 1242 году Александр Невский освободил Псков. Но еще не раз Псковские земли подвергались нападениям немцев и литовцев. Это было тяжкое время для Руси, и Псков как бы заслонял всю Новгородскую землю от воинственных соседей с запада. Почти каждый год приходилось Новгородской земле собирать ополчение, чтобы отражать врагов или самим идти на их укрепления. Вот несколько свидетельств «Новгородской первой летописи» о тех трудных временах: «Пришли шведы под Ладогу и сожгли ладожане хоромы свои (дома вокруг кремля), а сами закрылись в граде, в пятый же день подоспел князь Святослав с новгородцами». «На ту же зиму бились псковичи с Литвою, и много сделалось зла псковичам».
Князь Довмонт
Одним из самых знаменитых лиц в истории Пскова является князь Довмонт. Довмонт был литовским князем, бежавшим от мести врагов в Псков. В Пскове Довмонт принял православие с именем Тимофей и стал князем псковским. Довмонт прославился своими подвигами за землю Псковскую, за православие, за «Святую Троицу».
Походы князя Довмонта на Ливонию
В 1268 году Довмонт принял участие в устроенном новгородцами большом походе на крепость Раковор. Раковор был занят датчанами, и в помощь захватчикам поднялась вся Ливония. В этом побоище, «какого не видели, — по словам летописца, — ни отцы, ни деды», новгородцы потеряли посадника и тысяцкого, но победили. Князь Довмонт разорил Ливонию — главного врага Новгородской земли. В следующем году немцы подступили к Пскову со множеством стенобитных орудий. Горячо помолившись в храме Святой Троицы и получив благословение на битву, Довмонт смело выступил и наголову разбил врагов. Уже в самом конце своей жизни Довмонт еще раз спас Псков от взятия немцами. За свои подвиги в защите Отечества и весьма добродетельную жизнь псковский князь Довмонт-Тимофей был признан святым. До нас дошло «Сказание о благоверном князе Довмонте и о храбрости его». Оно называет имя Довмонта в одном ряду с Александром Невским и его сыном Дмитрием, которыми спасены были Новгород и Псков от нашествия немцев. Этим «Сказанием» открывается древнейший Псковский летописный свод. В XIII–XV веках Новгород и Псков были поистине щитом Руси, принимавшим на себя многочисленные удары ее врагов. Новгородцы и псковичи успешно отражали их и, выстояв, сохранили Русь в тяжкое время испытаний.