Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (4,4 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Мудрая княгиня Ольга
На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей». При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала свои обширные владения и всюду оставляла следы своей деятельности. Однако не это прославило имя Ольги в глазах русских людей. Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения. Княгиня Ольга народом была названа мудрой, а Русской Православной Церковью наименована равноапостольной.
О происхождении княгини Ольги
Ольга была супругой великого князя киевского Игоря. Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях. Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая (в 12 км от Пскова выше по реке Великой). Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этого он не хотел и слышать о других невестах и женился на ней. В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты. Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове еще хранились сани княгини Ольги. Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга». Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров.
Первая месть княгини Ольги
В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря. Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках. А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей. Обманутые послы сказали, что их смерть — хуже Игоревой. Это была первая месть Ольги.
Вторая месть княгини Ольги
Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они сгорели. Это была вторая месть древлянам.
Третья месть княгини Ольги
Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря: «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна — это поминальная трапеза язычников на могилах-курганах умерших. Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги.
Ольга сжигает главный город древлян
На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады. Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора. Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому — по воробью, велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы. И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи — под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз страшно отомстила за мужа своего. Для язычницы Ольги, не знавшей еще Евангелия, отомстить за смерть мужа казалось делом чести. Отомстив древлянам, Ольга наложила на них тяжелую дань.
Правительница Древнерусского государства
После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве. При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. Княгиня Ольга устанавливает размеры даней и оброков, определяет места для сбора даней, устраивает «погосты», куда съезжались купцы-гости для торговли. По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц — Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения. Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться первые храмы на Руси. Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для обозначения кладбища. Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами. Сама княгиня жила в Вышгороде — крепости «на горе», над Днепром. При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство.
Ольга обращается к христианству
В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».
Крещение княгини Ольги
Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Здесь и крестил княгиню Ольгу Константинопольский патриарх. Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение.
Деятельность княгини Ольги после крещения
В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!». Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями. Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце... желание обратиться к Богу, что даровал и мне». Говоря так, она молилась за сына и за весь народ свой всякую ночь и всякий день. В своих владениях она ставила кресты и строила храмы, готовя тем самым Русскую землю к принятию христианской веры.
Кончина княгини Ольги
Великий князь Святослав мечтал о создании Русской державы от Дуная до Волги, а столицей страны хотел видеть город Переяславец на Дунае. Святая Ольга предостерегала своего сына, но он не слушал этих предостережений и потому погиб в одном из военных походов. А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов. «И плакали над ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди, — говорит летописец. — Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом».
Равноапостольная Ольга
Через двадцать лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги. Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была мудрейшая из людей». Современники назвали великую княгиню Ольгу мудрейшей из людей, а Церковь наименовала ее - равноапостольной.