Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ" |
[ · Скачать (8,7 Mb) ] | 08.07.2011, 11:06 |
Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (8,7 Мв, pptх). Автор: "Свѣточъ" Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы. Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru. Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: Крещение Руси
Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Перед Русской землей с принятием крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. С событиями, происходившими на Руси перед крещением, о том, как крестили киевлян и новгородцев, о переменах в жизни князя Владимира и первых плодах христианства на Руси познакомит вас этот урок. Владимир держит совет с боярами Князь Владимир щедро одарил философа-миссионера и отпустил с великой честью. А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон наш!». Законом называлось вероучение и все обычаи. Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно. «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». Владимир посылает послов Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам. У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление. Незабываемая красота «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы… ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выбор князя Владимира и бояр Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов. Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков. И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Бояре и старцы отвечали: «Где тебе любо!». Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению. Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум. Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе. События перед крещением Крещение Руси началось с крещения киевлян. О событиях, которые предшествовали крещению киевлян, сообщают не только древнерусские письменные источники, но и византийские, и арабские. Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства. Но когда князь Владимир помог византийским императорам, то они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир, «помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед греками», — как писал М. В. Ломоносов, — решил показать свою силу. Он осадил греческий город Херсонес. Археологи предполагают, что местонахождение этого города — окраины нынешнего Севастополя. После длительной осады русские овладели городом. Сестра византийских императоров вынуждена была прибыть в Херсонес. Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной. Наконец из Херсонеса Владимир и Анна с духовенством, крестами и иконами в сопровождении дружины отправились в стольный град Руси — Киев. Крещение князя Владимира Рассматривая различные источники, историки по-разному говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не исключается возможность и новых предположений и открытий. Это неудивительно, потому что с того времени прошло уже более тысячи лет. Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут». Сам же летописец указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (то есть Херсонесе). При святом крещении он получил имя Василия. Утро крещения Руси Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей. Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Крестились тогда и те бояре, которые не были в Херсонесе. Затем Владимир велел «опрокинуть идолы — одних изрубить, а других — сжечь». Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр. Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку. На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали Таинство Крещения. Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Крещение в водах Днепра В Киеве, во Владимирском соборе, на одной из стен есть удивительная икона — «Крещение Руси», написанная художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещеных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи. Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир восклицает: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!». Такое свидетельство сохранил нам Нестор-летописец. После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры. Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах. Как крестили киевлян Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков. На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом». Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению. Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению. Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни — событие радостное для человека. Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено». А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре». Крещение в Новгороде Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева. Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей. Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова. Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси. Десятинная церковь Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси. Вот как о ее создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Когда церковь была построена, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому она и стала называться Десятинной. В день освящения церкви князь устроил праздник великий боярам, старцам городским, а бедным раздал много богатства. В этой церкви служить стали священники, пришедшие из Корсуня. Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни, принесенные из Корсуня после крещения там князя Владимира. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом на Руси. Перемена в жизни князя Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!». А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси. Первые плоды христианства на Руси В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю. Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце. Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных убийц. Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!». Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. «Сказание о Борисе и Глебе» А убийцы, посланные Святополком, пришли ночью на реку Альту, напали на шатер князя Бориса и, как звери дикие, пронзили его копьем, и убили слугу его. Затем Святополк подослал убийц и к младшему брату Бориса — Глебу, и убили юного князя. Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис и Глеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за землю Русскую, как образцы христианских добродетелей. Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного. «Сказание о Борисе и Глебе» — один из самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадавших, когда не прошло и трех десятков лет со дня крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя. Посланным от брата убийцам князь Борис, обливаясь слезами, говорит: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Русь приняла крещение, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. Летописец постоянно напоминает своему читателю заповеди Нового Завета. Древнерусский писатель предлагает чудное «Сказание о Борисе и Глебе» — братьях, которые, живя по новой вере, не захотели обратиться к прежнему обычаю мщения и братоубийства. Мы знаем, что еще несколько столетий княжеские междоусобицы будут терзать Русскую землю. Но, может быть, потому и любил древнерусский книжник переписывать, а читатель — читать житие святых братьев, которые своим примером утверждали иной, вечный смысл жизни. | |
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 10962 | Загрузок: 4372 |
Всего комментариев: 0 | |
"Свѣточъ" © 2009-2022 | Сайт создан в системе uCoz