Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура". Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (9,9 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Куликовская битва
Доверие к историческим источникам
В истории каждого народа так же, как и в жизни каждого отдельного человека, есть события печальные и радостные, героические и такие, которые не хочется вспоминать, и такие, которые никогда не забываются. Изучая историю своего народа, мы вольно или невольно оцениваем события прошлого со своей, современной точки зрения. Читая свидетельства очевидцев и современников событий, мы не всему одинаково верим. Иногда недоверие возникает из-за противоречий или несогласованностей в различных источниках. Иногда некоторые поступки или события кажутся нам невозможными с точки зрения нашего сегодняшнего опыта. Но не менее интересно, а порою даже полезно отнестись с полным доверием к свидетельствам наших далеких предков. Нам важны не только точность описания фактов, но и чувства и переживания участников событий, их собственное восприятие событий и восприятие их современников.
Источники наших знаний о Куликовской битве
Куликовская битва, без сомнения, — самая героическая страница нашей истории. Никакое другое событие нашей древней истории не оставило такого большого количества описаний современников. О Куликовской битве свидетельствуют русские летописцы во многих летописях и летописных сводах. О битве на Дону сообщают арабский историк Ибн Хальдун в «Книге назидательных примеров» и немецкие хронисты, узнавшие о сражении от иностранных купцов не позже, чем через год после разгрома Мамая. Сведения о Куликовском сражении можно найти в жизнеописаниях Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Первоначальный список погибших на Куликовом поле сохранил пергаментный синодик Успенского собора Московского Кремля.
Литературные повести о Куликовской битве
И, наконец, сохранилось несколько списков литературных повествований «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины». Некоторые списки совсем краткие; другие, как правило более поздние, содержат в себе новые детали и подробности, которых нет в ранних. Самая краткая повесть написана в конце ХIV века, самая пространная — более чем через сто лет, в 20-х годах ХVI века. Перечисленные письменные источники — это различные исторические свидетельства, написанные с разными целями. В синодике только перечисляются имена погибших. В летописях приводятся краткие сообщения: «Выстроились оба войска и бросились в бой; противники сошлись — и была долгая битва и злая сеча». В летописных повестях — подробное описание битвы. В поэтических вариантах «Сказания» и «Задонщины» описываются мысли, чувства, разговоры и молитвы участников событий. Давайте отнесемся бережно к этим свидетельствам наших предков. Доверчиво выслушаем их и посмотрим их глазами на события далекой осени 1380 года.
Великий князь Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович, внук князя Ивана Калиты, принял Московское княжество в девятилетнем возрасте. С юных лет проявлял он мудрость и осторожность в управлении княжеством. Князь Дмитрий оберегал русских людей от междоусобиц и от братского кровопролития. Ему удалось примириться с главным своим соперником суздальским князем Дмитрием, женившись на его дочери Евдокии. Когда князь Нижнего Новгорода Борис отказался повиноваться московскому князю, Дмитрий призвал игумена Троицкой обители Сергия Радонежского. Авторитет игумена был так велик, что ему удалось убедить Бориса подчиниться Дмитрию. Князь Дмитрий не жалел сил, укрепляя свой город и свое войско. И вот настал день, когда он заявил ханскому послу: «К ярлыку не еду!». Этот ответ означал, что князь не нуждается в милости хана и сам берет на себя всю власть великого князя. Такого неповиновения ханам на Руси еще не бывало.
Мамай идет на Русь
Золотой Ордой фактически управлял не хан Бердибек, а его зять темник (военачальник) Мамай. Летом 1380 года он собрал огромное войско для нападения на русские земли. По свидетельству «Задонщины», Мамай повел на Русь 9 орд и 70 князей и сказал им: «Пойдем на Русскую землю и обогатимся русским золотом!». «Пошел же безбожный на Русь, будто лев ревущий, ярясь, будто неутолимая ехидна, злобой дыша». «И дошел до устья реки Воронеж, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не сеет ни один из вас хлеб, будьте готовы на русские хлеба!»
Молитва великого князя
«И прослышал князь великий Дмитрий Иванович, что надвигается на него безбожный царь Мамай со многими ордами, неустанно ярясь на христиан и на Христову веру и завидуя безумному Батыю. Князь великий Дмитрий Иванович сильно опечалился от нашествия безбожных. И став перед Куликовской битвой перед святою иконою Господня образа, что в изголовье его стояла, и упав на колени свои, начал молиться. И сказал: «Господи! Лишь на Тебя надеюсь, Господи, и вознесу печаль мою. Ты же, Господи, Царь, Владыко, не сотвори нам того, что отцам нашим, наведя на них и на их города злого Батыя, ибо еще и сейчас тот страх и трепет великий в нас живет». Поклонился и сказал: «На Господа уповал и не погибну». И послал за братом своим Владимиром Андреевичем, князем серпуховским, и за всеми князьями русскими скорых гонцов. И повелел им быть у себя в Москве».
Благословение преподобного Сергия Радонежского
Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего князя Владимира Андреевича и всех князей, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию благословение получить от святой обители. Преподобный Сергий осенил великого князя крестом Христовым и передал ему двух своих монахов-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю с такими напутственными словами: «Мир вам, братия мои, твердо сражайтесь, как славные воины, за веру Христову и за все православное христианство».
День битвы
День битвы пришелся на 8 сентября (21 сентября по новому стилю) и совпал с великим христианским праздником Рождества Богородицы. На всем протяжении своей истории русские люди верили в особое над собой покровительство Пресвятой Богородицы.
Место битвы
Место битвы — поле Куликово (между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечью) — также было выбрано не случайно. Поле это было по площади 10 квадратных километров, очень болотистое — потому и называлось Куликово, что на болоте живут кулики — с множеством стариц и оврагов. Место сражения было узкое, тесное. Татарской коннице негде было развернуться и использовать свои излюбленные приемы боя. Преимущество имели пешие русские воины, хорошо защищенные доспехами.
Поединок Пересвета с Челубеем
Сражение, по свидетельству «Сказания», длилось более 8 часов. Начало сражению положил поединок Александра Пересвета с татарским богатырем, которого разные источники называют по-разному: то Челубеем, то Темур-Мурзой, то просто печенезином. Оба храбреца сошлись и поразили друг друга копьями. Сразу же после поединка сошлись оба воинства.
Запасный полк Владимира Андреевича
В дубраве, вверх по Дону, был спрятан засадный полк, которым командовали двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Серпуховский и воевода Дмитрий Боброк Волынский. Этот полк сыграл решающую роль в битве. Татары ничего не знали об этом резерве. В ходе боя, увлекшись преследованием полка левой руки, татары миновали дубраву. В это время с фланга и с тыла по ним и ударил засадный полк.
Подвиг Михаила Бренка
На поле битвы татары всегда стремились захватить или убить главнокомандующего. Зная это, любимец князя Дмитрия боярин Михаил Иванович Бренок взял коня и доспехи князя и встал в большом полку у главного знамени. Татарам удалось прорваться к главному знамени. Они приняли Бренка за Дмитрия и убили его.
Ход сражения по «Сказанию о Мамаевом побоище»
«И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от большой тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было поле то тесное, между Доном и Мечею. На том поле сильные войска сошлись, из них выступили кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был шум и гром великие от треска копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час оглядеть никак это свирепое побоище. Ибо в один только час, в мгновение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих, созданий Божьих! Воля Господня свершается: час, и третий, и четвертый, и пятый, и шестый твердо бьются христиане с погаными половцами». «Когда же настал седьмой час дня, по Божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты; богатыри же русские и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены. И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще, и Божьею силою сохранен был». «И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!» — и прибавил: «Братья мои, друзья, смелее: сила Святого Духа помогает нам!». Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую, а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно». «Поганые же татары увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы нам, Русь снова перехитрила; младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!». И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские силою Святого Духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя, посекли их, точно лес вырубали, будто трава под косой подстилается за русскими сынами под конские копыта».
После битвы
«И стал великий князь с братом своим и с оставшимися воеводами ездить по месту битвы, восклицая от боли сердца своего и слезами обливаясь. И сказал: «Братья, русские сыны, князья и бояре, и воеводы и слуги боярские, сулил вам Господь такою смертью умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайте, братья, скольких воевод нет, скольких служилых людей». Говорит боярин московский, именем Михаил Александрович: «Нет у нас, государь, 40 бояр московских, да 12 князей белозерских, да 13 бояр посадников новгородских, да 50 бояр Новгорода Нижнего, да 40 бояр серпуховских, да 20 бояр переяславских, да 20 бояр костромских, да 35 бояр владимирских, да 50 бояр суздальских, да 40 бояр муромских, да 33 бояр ростовских, да 20 бояр дмитровских, да 70 бояр можайских, да 60 бояр звенигородских, да 15 бояр угличских, да 20 бояр галичских, а младшим дружинникам и счета нет, но только знаем: погибло у нас дружины всей 250 тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч». Некоторые историки считают цифру в 253 тысячи фантастической и оценивают потери русских на Куликовом поле в 20 тысяч человек. Как бы то ни было, из одного перечня погибших видно, что воистину вся Русь выступила на татар вместе с великим князем Московским на поле Куликовом.
Память о погибших на Куликовом поле
С 9 по 16 сентября хоронили убитых. На общей могиле воздвигнута была церковь. К сожалению, эта церковь давно разрушена. Великий князь Дмитрий Иванович с благословения преподобного Сергия Радонежского учредил, «пока стоит Русь», особый день поминовения русских воинов, погибших на Куликовом поле, — Дмитриевскую субботу. Это ближайшая суббота перед днем памяти небесного покровителя великого князя, греческого воина-мученика Дмитрия Солунского (память 26 октября).
Возвращение великого князя
Обратное шествие Дмитрия Ивановича было настоящим торжеством. Московский народ радовался победе и прозвал Дмитрия — Донским, а Владимира — Храбрым. «Мамай же убежал в Кафу (современная Феодосия), утаив свое имя, скрывался там и был опознан каким-то купцом, и тут убит был итальянцем, и так зло потерял свою жизнь».
Значение Куликовской битвы
Во-первых, Русь впервые одержала такую крупную победу. После 150-летнего ужаса русские поняли, что могут быть сильнее грозного врага. А без веры в себя и своих ближних не может развиваться никакой народ. Во-вторых, на Куликовом поле впервые выступило воистину общерусское войско, и необходимость объединения Руси под началом одного русского князя стала для всех очевидной. В-третьих, победа на Куликовом поле высветила и духовную мощь народа, послужила духовно-нравственному возрождению Руси. Не случайно вдохновителем этой победы выступает великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Освободился народ от цепей ига и страха, и проснулись в нем мощные творческие силы. Эти силы проявляются и в многочисленных литературных произведениях куликовского цикла, и в творениях великих зодчих и великих иконописцев.
Через 600 лет
Народная память свято хранит дату 8 (21 — по новому стилю) сентября 1380 года — день победы на поле Куликовом. К 600-летию этого события вышли в свет десятки исследований, переизданы прекрасно иллюстрированные источники, повествующие о Куликовской битве. Год 600-летия Куликовской победы торжественно отмечался всей страной. В 1988 году Русская Православная Церковь канонизировала, то есть признала святым, великого князя Дмитрия Донского. На поле битвы была с князем икона Божией Матери. Она получила название Донской. Это одна из самых любимых икон на Руси. В ее честь воздвигнут в Москве Донской монастырь. В настоящее время в Симоновом монастыре восстанавливаются могилы героев Куликовской битвы.