Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ" |
[ · Скачать (13,9 Мв) ] | 19.03.2011, 16:30 |
Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура". Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области. Есть небольшой тест (13,9 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы. Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru. Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: Москва и Московское княжество
Москва – главный город России Летописная история нашего государства ведется с 862 года, со времени призвания славянами варяжского племени русь во главе с князем Рюриком. С тех пор русская государственность насчитывает более тысячи ста лет. Около пятисот лет своей столицей русские люди называли Москву. И в настоящее время Москва — главный город, столица России. Москва — очень древний и очень красивый город. Нет другого русского города, которому было бы посвящено столько стихов, песен, фильмов. «Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» — так писал в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. «Город чудный, город древний... Град срединный, град сердечный, Коренной России град!» — восклицал в стихотворении «Москва» поэт Федор Глинка. «Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Блеском дней во веки славных, Будешь ты всегда жива!» — это строки из стихотворения «Москва» В.Я. Брюсова. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!» — такие поэтические строки оставил нам М.Ю. Лермонтов. Вот какие строки посвящает древнему Кремлю писатель пушкинского времени М.Н. Загоскин: «Как прекрасен, как великолепен наш Кремль... поглядите вокруг себя: как стройно и величаво поднимаются перед вами эти древние соборы... Высокие стены, древние башни и царские терема небезмолвны: они говорят нам о былом, они воскрешают в душе память о веках давно прошедших. Здесь все напоминает вам и бедствия, и славу наших предков...». «Кто думал, что Москве царством быти…» Память о далеком прошлом Москвы сохранилась в летописях и хрониках, в народных преданиях и сказаниях, в песнях и архитектурных памятниках. «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти...», — так начинается одно из сказаний о «Граде на семи холмах». Как и почему возвысилась Москва среди прочих русских городов, куда более древних и знатных? Вспомним первую столицу — древний Киев, колыбель русской культуры. Или дивно украшенный Владимир. Вспомним богатую Тверь… известный ратными подвигами Смоленск…и славящийся во всем мире Господин Великий Новгород. Так почему же именно Москве была уготована такая необыкновенная участь — объединить и возглавить русский народ? «Москва не сразу строилась...». Мы повторяем это народное изречение, когда хотим сказать, что любое большое дело начинается с малого... С чего начиналась Москва? Что означает слово Москва, до сих пор не выяснено. По всей видимости, поселение получило название по реке Москве. А почему так называется река — остается тайной. В летописи сохранился текст приглашения суздальского князя Юрия Долгорукого своему другу и союзнику князю Святославу Олеговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов». Запись была сделана в 1147 году. С этого времени и ведется летосчисление Москвы. Как была основана Москва С именем Юрия Долгорукого связано основание Москвы. Село Кучково на зеленом мысе, при слиянии двух речек – Москвы и Неглинной, а также земли по берегам этих рек, принадлежали знатному боярину Степану Ивановичу Кучке. Здесь, на высоком берегу Боровицкого холма, росто-суздальский князь Юрий Долгорукий с целью заключения воинского союза встречался с князем Святославом Ольговичем. Легенда говорит, что это место приглянулось Юрию. Но боярин Кучка – потомок племенных князей-вятичей – был человеком гордым и властным и отказался подчиниться Юрию. Юрий приказал казнить непослушного боярина, а его владения присоединил к своим землям. Дочь Кучки Улиту он выдал замуж за сына Андрея. Собственно, Юрий Долгорукий устроил на месте Москвы только Царское Село, а сам город построил именно Андрей Боголюбский. В самом центре современной Москвы стоит памятник Юрию Долгорукому — основателю города. Если быть исторически точными, то следует сказать, что Юрий Долгорукий не был основателем города. Как поселение Москва существовала задолго до него. При археологических раскопках обнаружили предметы, которые можно уверенно отнести к началу Х века. А как город Москва застроилась при сыне Юрия Андрее Боголюбском. Именно он распорядился огородить княжескую усадьбу Москву деревянными стенами и поселил в ней княжескую дружину, чтобы защищать Владимирское княжество от нападения западных соседей. Первый московский князь – Даниил Александрович Князь Александр Невский выделил Москву в наследство своему младшему сыну Даниилу, когда тому было только два года. В десять лет Даниил стал княжить в Москве самостоятельно; с этого времени «настало быти» непрерывно княжество Московское. С родоначальника московских князей Даниила началось и «собирание земель вокруг Москвы». Самым значительным приобретением Даниила было Переславское княжество. Его передал Даниилу в наследство его бездетный племянник князь Иван Дмитриевич. По числу жителей Переславль-Залесский был в это время одним из первых городов Владимиро-Суздальского княжества. Это был хорошо укрепленный город, обведенный глубоким рвом с водою, высоким валом, двойною стеною с двенадцатью башнями. Впоследствии князь Даниил приобрел почти все земли по течению Москвы-реки. Эти приобретения вывели князя московского в число сильных и влиятельных русских князей. Житие благоверного князя Даниила, причисленного Русской Церковью к лику святых, рассказывает, что свои 33 года правления он «прожил мирно, во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за дарованное ему в жребий благословенное наследие — державу преславного града Москвы». За Москвою-рекою князь построил монастырь, который по его имени и сейчас зовется Даниловским. Основан он не позднее 1282 года. Это первый и старейший монастырь Москвы. Приняв схиму, святой благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными. Борьба Москвы с Тверью за великокняжеский престол Время правления сына Даниила Юрия никак не назовешь мирным. Все время своего княжения он боролся с двоюродным дядей Михаилом Ярославичем Тверским за великокняжеский престол. Ордынские ханы всегда умело использовали честолюбивые устремления русских князей себе на пользу. Они поддерживали то одного, то другого князя, разжигая вражду между ними, чтобы их ослабить. Юрий Данилович подолгу жил в Орде. Он даже женился на сестре хана Узбека царевне Кончаке, которая крестилась с именем Агафья. Хан Узбек отдал ярлык Юрию и отправил князя с женой и большим татарским войском в Тверь для усмирения Михаила. Смерть князей в Орде Михаил со своей дружиной вышел навстречу Юрию и в коротком сражении одержал победу. Юрию удалось бежать, но Агафья-Кончака попала в плен и там вскоре умерла. В чем была причина ее смерти, было неясно, но Юрий убедил хана Узбека, что татарскую царевну отравил Михаил. Михаила вызвали в Орду и там казнили. Но недолго московский князь пожил с титулом «великий». В очередной раз приехал он в Орду, отстаивая свое право на ярлык перед сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи. И Дмитрий отомстил за отца, заколов Юрия прямо на глазах у хана. Этот поступок стоил жизни гордому и горячему князю Дмитрию. Так в течение нескольких лет из-за споров, кому быть великим князем — князю московскому или князю тверскому, Русь потеряла трех своих самых лучших князей. Иван Данилович Калита Юрию в Москве наследовал его брат Иван Данилович Калита. Калитой в старину называли кошелек для денег, который привязывали к поясу. О происхождении прозвища существуют две версии. По одной из них, он получил свое прозвище за то, что был нищелюбив, всегда имел при себе сумку-калиту с медными деньгами для раздачи нищим. По другой — за то, что был осторожным политиком и расчетливым хозяином, умеющим сберегать каждую копеечку. Возможно, верны обе версии. Ивану Калите удалось с первого до последнего дня княжения поддерживать тесные связи с Золотой Ордой. Он часто ездил туда сам, привозил хану и его женам богатые подарки. Князь Иван исправно исполнял поручения хана, иногда такие, которые мы бы, наверное, назвали преступными. Восстание в Твери Хан Узбек послал в Тверь для сбора дани жестокого и бесчинного баскака Чол-хана, прозванного на Руси Щелканом. В народе потом долго ходила песня про безжалостного баскака: Брал он, млад Щелкан, Дани, выходы, Царские невыплаты, С князей брал по сту рублей, С бояр — по пятидесяти, С крестьян — по пяти рублей. У которого денег нет, У того дитя возьмет; У кого дитяти нет, У того жену возьмет; У которого жены-то нет, Того самого головой возьмет. Не выдержали тверичи насилия и издевательств Щелкана, восстали и перебили татар. Для усмирения непокорных отправил хан в Тверь карательную рать. И вот Иван Калита, чтобы отвести удар от своей земли, возглавил этот страшный поход. Ему удалось уберечь свою землю от мести и разгрома татарского и, скорее всего, не только свою. Но Тверское княжество было подвергнуто ужасному погрому и уже больше никогда не могло соперничать с Московским. В награду Иван Калита получил ярлык на великокняжеский престол. Летописец пишет о времени правления Ивана Калиты с благодарностью за покой на Русской земле: «Была с тех пор тишина великая по всей Русской земле на сорок лет, и перестали татары воевать землю Русскую». Но русские люди не простили Калите карательной экспедиции и не прославили его, подобно Александру Невскому или Даниилу Московскому, как своего святого и заступника. Как Москва начала богатеть Иван Калита добился в Орде очень важной для Руси уступки. Ему удалось уговорить хана разрешить русским князьям самим собирать дань со своих людей. А главным сборщиком дани хан Узбек назначил самого Ивана Калиту. Историки находят сведения, что Иван Калита утаивал часть средств от Орды. На эти деньги он скупал земли у соседних княжеств, у бедных монастырей, у разорившихся бояр. Так продолжалось собирание земель вокруг Москвы. На эти же деньги Иван Калита выкупал у Орды умелых ремесленников и строителей. В Москве начали возрождаться забытые ремесла и возникать новые: железоделательное, ювелирное, литейное, кожевенно-сапожное. Москва – торговый город Москва занимала очень удачное географическое положение. Город находился в центре Московского княжества и был защищен от внешних врагов другими княжествами. На западе от немцев и литовцев удар принимал Смоленск, на востоке и юге от татар — Рязань и Нижний Новгород. Москва от набегов страдала значительно меньше, чем другие города. Княжество имело время окрепнуть. Очень важной причиной роста Москвы-города явилась Москва-река. В старые времена полноводная и судоходная Москва-река связывала торговые пути из Новгорода на юг, к Дону и Днепру. Очень давно, в 1135 году, на самом перевале с верхней Волги в реку Москву возникло торговое поселение Волок-на-Ламе. Этот пункт был построен новгородцами и служил им складочным местом. Отсюда через Москву-реку возможен был доступ в бассейн реки Оки к крупным древнерусским городам Серпухову, Рязани, Коломне, Нижнему Новгороду. Волок — древнерусское название места наибольшего сближения двух судоходных рек. Между этими реками грузы перетаскивались-переволакивались по суше. У волоков строились города. Эти города и поныне сохранили в своих названиях указание на свое происхождение, например, Вышний Волочек, Волоколамск. Бояре идут на службу к московскому князю Москва оказалась в центре тех земель, где в XIII–XIV веках складывалась великорусская народность. Москва торговая, Москва богатая... К ней со всех сторон потянулись знатные служилые люди. В родословных росписях старинных боярских фамилий, которые сохранились в архивах, можно узнать, что в XIV–XV веках пришли на службу к московскому князю бояре из Мурома и Нижнего Новгорода, Ростова и Чернигова, Киева и Волыни. При Иване Калите в Москве появляются первые иностранные умельцы. При его потомках, князьях Симеоне Гордом, Дмитрии Донском, Василии Темном, в Москве будут целые колонии иностранных ремесленников, строителей, живописцев. Москва строится Москва богатела и строилась. По Москве-реке вереницами тянулись баржи и плоты с белым камнем, добываемым под Москвой. Владимирские каменщики возвели в Московской крепости-детинце первые каменные храмы: Успенский, Архангельский, Иоанна Лествичника. Стены крепости построили из дубов-колоссов, над стенами возвышались мощные, издалека видные бойницы. Именно при Иване Калите крепость-детинец стала называться Кремлем. Издавна в народе лучший строевой лес называется кремлевым. Отсюда и получилось название кремль — «крепость из лучшего леса». При Дмитрии Донском, внуке Ивана Калиты, крепость выложат из белого камня и Кремль, а за ним и всю Москву назовут белокаменными. Так название кремль стало означать уже не просто «хороший лес», а прочную крепость. Митрополит Петр «Со времени своего крещения при киевском князе Владимире Русская земля имела митрополита, который возглавлял Русскую Церковь. Митрополит всегда жил в главном городе Русского государства. До монголо-татарского нашествия это был Киев. Летописец рассказывает, что в 1299 году митрополит Максим не стерпел насилия татарского, собрался со своим причтом и уехал из Киева во Владимир. «Тогда же и весь Киев-город разбежался», — добавляет летописец. У преемника Максима, митрополита Петра, завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой. Они вместе заложили соборный храм Успения в Кремле. Митрополит Петр был искусным иконописцем. В Успенском соборе сохранились две писанные им иконы Божией Матери: одна — Успения, другая, названная по его имени, — Петровская. В 1326 году митрополит умер, завещав похоронить его в Успенском соборе. Москва – столица Русского государства Со времени митрополита Петра Москва стала церковной столицей. Население Руси было верующим, православным и с глубоким доверием относилось к князю, действующему рука об руку с высшим пастырем Русской Церкви. Это сочувствие народа помогло московскому князю укрепить за своим княжеством значение центра в северной Руси. Все действия московского князя освящались благословением высшей духовной власти, а для народа это имело большое значение. Спустя 52 года после того, как в 1328 году Москва была признана великим княжеством, московский князь Дмитрий Донской призовет к себе почти всех русских князей и на Куликовом поле даст могущественный отпор татарскому владычеству. И после этой победы Москва приобретет еще большее значение и силу. Пройдет еще 50 лет — и имя Москвы с большим почетом будут произносить в Западной Европе. А православные христиане увидят в ней непоколебимую защитницу своей веры и назовут Москву «Третьим Римом». «Третьим» после падения «Второго Рима» — Константинополя. Пройдет еще 50 лет — и Москва окончательно скинет с Руси некогда грозные татарские цепи. К Москве присоединятся и Тверь, и Вятка, и Новгород. Вся Русская земля станет называться именем Москвы: Московия. И в народном сознании Москва приобретет значение родной матери. «Москва — всем городам мать», — говорит народная поговорка, дошедшая до нас с незапамятных времен.
| |
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 5081 | Загрузок: 1792 |
Всего комментариев: 0 | |
"Свѣточъ" © 2009-2022 | Сайт создан в системе uCoz