Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ" |
[ · Скачать (5,2 Mb) ] | 11.06.2011, 13:55 |
Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (5,2 Мв, pptх). Автор: "Свѣточъ" Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы. Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru. Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: Начало Киевской Руси
Почему Древнерусское государство называют «Киевской Русью» На заре отечественной истории Древнерусское государство называлось просто «Русью». Название «Киевская Русь» введено учеными. Но поскольку это название оказалось весьма удобным, то оно вошло в широкое употребление. С 9 по 12 столетие Киев стоял во главе большого государства. Киев стал колыбелью истории и культуры русского, украинского и белорусского народов. Говоря «Киевская Русь», мы сразу представляем первые века нашей родной истории. Киевская Русь — это наши древнейшие и величайшие святыни, исторические памятники, культурные связи с другими странами. Недаром со времен князя Олега Киев называется матерью городов русских. Первые князья в Киеве Один из первых вопросов «Повести временных лет»: «Кто в Киеве первым стал княжить?». На этот вопрос Нестор-летописец отвечает народным преданием о трех братьях — основателях Киева. На месте будущей столицы Древней Руси жили поляне — одно из восточно-славянских племен, которому Нестор придает особое значение. «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей». Эти братья, как повествует Нестор, построили городок и во имя старшего брата назвали его Киев. Вокруг города был лес, поляне ловили там зверей. Братья-основатели города называются летописцем «мужами мудрыми и смысленными». Летописное свидетельство о трех братьях-основателях Киева подтверждается археологическими раскопками, показавшими, что Киев сложился из трех первоначально самостоятельных поселений. В 1982 году киевляне праздновали 1500 лет основания города. Если мы сопоставим свидетельство Нестора-летописца и то, что говорят археологи о древности Киева, то можем сделать вывод: предания народные хранятся веками, и их нельзя не учитывать при изучении родной истории. Призвание варягов Как мы знаем, у славянских племен были разные названия. Некоторые историки предполагают, что «рос» или «рус» — это наименование одного из славянских племен. Другие ученые производят слово «Русь» от названия речки Рось — притока Днепра. Существует много и других предположений. Вопрос этот не простой, потому что с ним связан самый важный вопрос — как образовалось Русское государство. «Повесть временных лет» содержит рассказ о призвании из Скандинавии варяжских князей, с которыми по летописи связывается начало русского государственного устройства. В 18 столетии некоторые ученые считали, что варяги-русь, о которых говорит летописец, это не какое-то скандинавское племя, а военные дружины скандинавов. Но есть и другое мнение. М.В. Ломоносов считал, что варяги-русь сами имеют славянское происхождение. Из этих двух мнений впоследствии выросли две научные школы: норманнская и славянская. Ученый спор между школами заставил тех, кто изучает родную историю, искать новые источники и более тщательно изучать и сверять уже известные исторические сведения. Рюрик – первый русский князь О Рюрике говорит летописец Нестор. По его рассказу, в 859 году из-за моря пришли варяги и наложили дань на славян, на чудь, мерю и кривичей. Эти племена изгнали варягов и начали сами управляться, но «не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда решили они поискать себе князя, который бы управлял ими и судил их по правде. Пошли они опять-таки за море к варяжскому племени, которое называлось русью. И пригласили варяжских князей такими словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Тогда собрались три брата Рюрик, Синеус и Трувор и «взяли с собой всю Русь». Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. И от варягов-руси славяне начали называться русскими, а земля их Русью. Нестор-летописец указывает, что было это в 862 году. Этот год обычно и считается годом основания русского государства. В память об этом в Новгороде в 1862 году был поставлен замечательный памятник «Тысячелетие России». Князья из рода Рюриковичей правили на Руси до 1598 года. Поэтому М.В. Ломоносов называет Рюрика «самодержавства Российского основателем и праотцем многих государей». Династия Рюриковичей прервалась со смертью сына Ивана Грозного. Аскольд и Дир Летописец Нестор говорит, что Рюрик «овладел всею властью» в Русской земле. Он стал раздавать города знатным дружинникам своим. И было у него два дружинника — Аскольд и Дир — не родственники его, а бояре. Они отпросились со своими дружинами в Константинополь и, когда плыли по Днепру, увидели на берегу небольшой город. Аскольд и Дир спросили: «Чей это городок?». Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». Князь киевский Олег Умер Рюрик в 879 году. Перед смертью он передал княжение своему родственнику Олегу и ему же поручил своего малолетнего сына Игоря. Три года Олег находился в Новгороде, а потом собрал войско, отправился в поход на юг и достиг Киева. Там в это время княжили Аскольд и Дир. Летопись рассказывает, как Олег хитростью овладел Киевом. Подойдя к городу, он спрятал войско, а сам приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке с маленьким Игорем и послал сказать Аскольду и Диру, что пришли купцы из Новгорода и хотят повидаться с родичами-варягами. Аскольд и Дир, ничего не подозревая, подошли к лодке. Тут спрятавшиеся воины окружили их, а Олег, держа Игоря на руках, сказал: «Вы не княжеского рода, но я княжеского рода». И велел убить Аскольда и Дира. А сам завладел Киевом, сделал его своей столицей и сказал: «Да будет (этот город) матерью городам русским!». Киевляне хорошо знали, где были погребены Аскольд и Дир. На Аскольдовой могиле впоследствии была построена церковь Святителя Николая, а рядом с могилой Дира — церковь Святой Ирины. Олег был смелым и удачливым воином. Он подчинил себе соседние племена, строил новые города и так расширял свои владения. С покоренных племен он брал дань, то есть определенный выкуп, иногда шкурками ценных зверьков, иногда серебром или еще какими вещами, представлявшими в то время ценность. При этом он и защищал эти племена от набегов хазар. Поход князя Олега на Византию Олег воевал непрерывно, пытаясь покорить все новые и новые племена. Последним делом князя был его знаменитый поход на Византию в 907 году. По словам летописца, дружинники Олега ехали на конях и кораблях; кораблей было 2000, и в каждом по 40 воинов. При приближении русских греки замкнули гавань и закрыли город. Дружинники Олега вышли на сушу и стали опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей. «И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви подожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги. И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу». Греки испугались и заключили с Олегом мирный договор. Этот договор о правилах торговли между греками и русскими, о наказании за убийство и воровство, об обмене пленными и помощи при кораблекрушении — первый из известных юридический и дипломатический документ Древней Руси. Легенда о «вещем» Олеге В знак победы, как гласит предание, Олег повесил свой щит на воротах Царьграда. Царьградом на Руси называли столицу Византии — Константинополь. Умер князь Олег в 912 году, вскоре по возвращении из Царьграда. Летописец рассказывает при этом легенду, что князь, по исполнившемуся предсказанию кудесника, умер от укуса змеи, выползшей из груды костей любимого коня Олега. Эта легенда вдохновила А.С. Пушкина на прекрасное стихотворение «Песнь о вещем Олеге», которое хорошо бы всем знать наизусть. Князь Игорь Преемник Олега князь Игорь был тоже очень воинственный, но не такой удачливый, как Олег. При нем явились в первый раз на землю Русскую печенеги — народ, который потом более полувека был страшным врагом наших предков. Печенеги в X веке пришли из Средней Азии, с берегов реки Урала, и заняли все степи от Дона до Дуная. Они не строили себе домов, но делали подвижные шатры или шалаши и пасли скот. В поисках травы для своего стада они быстро переселялись на новые места. Кони их бегали очень быстро, и сами они плавали в реках, как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, быстро грабить, захватывать пленных и спасаться от погони. Игорю удалось заключить с печенегами мир, и они отошли к Дунаю. Походы Игоря на Византию Важнейшим событием княжения Игоря был новый поход русских на Византию. Всего Игорь совершил два похода, но первый кончился бегством Игоря с малым числом уцелевших воинов. Греки победили, «применив какой-то чудесный огонь», спаливший корабли русских. Второй же поход был более удачным. Не доводя дело до сражения, греки дали Игорю и его дружине богатый выкуп и заключили с ним договор, утвердивший «любовь между греками и русскими». Из этого договора мы узнаем, что владения киевского князя простираются на юге уже до самого Крыма и Кавказских гор, а на севере — до берегов Волхова; что среди языческого войска Игоря было немало русских христиан, которые давали клятву при заключении договора в киевском храме Святого пророка Илии. Смерть князя Игоря Смерть Игоря летопись относит к 945 году. Не довольствуясь данью, уже полученной им с древлян, Игорь с небольшой частью своей дружины вернулся однажды в древлянскую землю за новой данью. Но древляне, жители города Искоростеня, с князем своим Малом во главе рассудили: «Когда волк привыкает похищать овец, то выносит все стадо, пока убит не будет». И древляне убили Игоря и бывших с ним. Игорь — первый русский князь, о котором кроме Нестора пишут и иноземные писатели. Так византийский историк Лев Диакон даже подробно описывает смерть Игоря: древляне привязали его к верхушкам двух пригнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван. М.В. Ломоносов в «Древней Российской истории» первые три главы посвящает жизнеописанию князей Рюрика, Олега и Игоря, подробно пересказывает все сведения о них, которые оставил нам летописец. А глава, посвященная Игорю, заканчивается словами: «...и могила его видна была во времена летописателя российского Нестора». Это означает, что во времена Нестора, то есть почти через двести лет после кончины князя Игоря, люди знали и чтили его могилу. О чем могут рассказать договоры русских с греками О взаимоотношениях русских с греками в X веке свидетельствуют договоры, заключенные от имени князей Олега, Игоря и Святослава. Два заключены от имени князя Олега в 907 и 911 годах, один — от имени князя Игоря в 945 году, и один заключен князем Святославом в 971 году. Эти древнейшие источники по родной истории рассказывают нам о времени военных столкновений Руси с Византией, о мирных переговорах, о торговле, которую имела в то время Русь с Византией, о наказаниях, которые предусматривались для нарушителей соглашений между обеими странами, и о том, как жили послы и купцы русские в Константинополе. Историки по этим договорам узнали очень много интересного о наших предках, живших тысячу лет тому назад: как именовались люди разных сословий, каковы были тогда деньги, как совершалась торговля, как поступали с пленными и многое другое. Как именовалась в договорах русская сторона Русские в договорах именовались «Русь», «Русская земля», «люди Русской земли», «все люди русские». Причем, под именем «русских» упоминались не только славяне, но и люди неславянского происхождения, представлявшие Русь. Встречаются в договорах и скандинавские имена варягов, служивших на Руси или расселившихся в Русской земле. В начале Игорева договора говорится так: «Мы от рода Русского!». Договоры Руси с Византией 907, 911 и 945 годов закрепляли военные успехи русских князей и обеспечивали возможность мирной торговли. Но, очевидно, не только возможность торговать привлекала русских. Величие, духовные богатства и культурные сокровища Византии не могли не привлекать молодую Русь. Правила торговли русских с греками Русские послы обязаны были иметь при себе в знак доверия от великого князя киевского золотые печати, а русские купцы — серебряные. Печати имели официальное значение. Они свидетельствовали об ответственности правителей Руси за тех людей, которых они отправляли в Византию. В летописях купцы называются «гости». Отсюда произошло и слово «погост» — место, где останавливались торговцы-гости. Приезжающим запрещалось «творить пакости в селах в нашей стране», то есть в Византии. Жили послы и все гости около монастыря Святого Маманта, который находился в пригороде Константинополя. Причем, первое место получали киевляне, второе — черниговцы, третье — переяславцы и так далее в зависимости от важности княжеского стола на Руси. Послы получали от императорского двора денежное содержание, а гости — пропитание: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Купцы-гости содержание получали помесячно в течение полугода. Входить в город русские могли только через одни ворота, группами не более 50 человек, без оружия. Чиновник от греческого правительства составлял списки приезжих и следил за законностью действий русских. Когда русские купцы-гости к осени собирались домой, то император обязан был обеспечить им отъезд: давалось продовольствие и необходимое снаряжение в случае неисправности судов. Шелковых тканей можно было брать купцу не более 50 кусков. Договоры показывают нам, как хорошо были развиты торговые связи между Русью и Византией. Благодаря торговле русские быстрее знакомились с жизнью и обычаями православных византийцев. О взаимной помощи В договоре князя Олега с греками имеется статья, которая говорит о том, как должны были греки и русские оказывать помощь друг другу в случае опасности: «Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и соберется снабдить ладью товаром своим и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта от бури или противного ветра задерживается и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим с куплею их поздорову». Так же должны были поступать и греки. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», то есть киевского князя, но и от всех «светлых и великих князей», которые «были под его рукой», то есть сидели по русским городам. При Игоре таких городов было 23 — столько же, сколько и князей, от которых были направлены послы и купцы в Грецию. | |
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 4940 | Загрузок: 1940 |
Всего комментариев: 0 | |
"Свѣточъ" © 2009-2022 | Сайт создан в системе uCoz