Слайд 1. Жизнь Церкви уподобляется в Священном Писании строению тела. Но тело Церкви есть не простое собрание отдельных частей – это живой организм, где каждый элемент находится в определенной связи с другими.
ГЛАВА ЦЕРКВИ – ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС
Слайд 2. Церковь имеет над собою единого верховного Владыку Христа, Которого называют Царем и Главою.
Слайд 3. Царем Господа называют потому, что Он
→ верховный Законодатель, → начертавший нравственные законы в совести членов Своего Царства – Церкви Христовой.
→ верховный Правитель, → действующий непосредственно Сам и через учрежденную им иерархию.
→ верховный Судия, → воздающий каждому по заслугам.
Слайд 4. Главою Господа называют потому, что Он Основатель и Основание Церкви
→ призвал все духовные существа, ангелов и людей, в союз и общение с Собою;
→ соединил всех в Самом Себе и под Собою;
→ проникает всех одними и теми же благодатными силами, проистекающими от Него.
↔ оживляет и скрепляет весь состав Церкви.
Слайд 5. Главенство Христа в Церкви состоит и в том, что Он есть источник новой, святой жизни.
Эта новая, святая жизнь истекает от Него и распространяется по Телу Церкви многообразно и многоразлично.
Для привития и развития новой жизни Христос всегда пребывает в Церкви, потому что единственно от Него зависит жизнь Церкви и каждого ее члена.
Христос Спаситель действует на Церковь не совне, но Сам живет в ней, как в Своем теле.
Слайд 6. Господь есть путь, и истина, и живот, без Него и помимо Него никто не приходит к Отцу.
Слайд 7. Христос есть Пастырь Добрый Своего стада – Церкви. Слайд 8. Христос есть невидимый верховный Епископ Церкви.
Слайд 9. Христос есть вечный Первосвященник Церкви Своей.
Слайд 10. Завершением искупления и спасения Богом человека стало сошествие Святого Духа на верующих во Христа.
Слайд 11. День сошествия Святого Духа был первым историческим днем существования Церкви, днем откровения ее миру.
ДЕЙСТВИЕ В ЦЕРКВИ ДУХА СВЯТОГО
Слайд 12. Дух Святой несет в Себе и с Собою дары животворящей жизни Христовой.
Иисус Христос есть источник жизни всей Церкви. → Эту новую, святую жизнь распространяет по всему телу Церкви Дух Святой.
Христос есть источник воды живой – благодати. → Благодать изливается на верующих через Святого Духа.
Слайд 13. Дух Святой есть невидимый, непосредственный Правитель Церкви, Душа Церкви.
→ Привлекает и прививает членов Церкви, как диких маслин, ко Христу и вселяет в них Христа.
→ Слагает всех в одно целое – Тело Церкви.
→ Управляет всеми движениями в теле Церкви, как душа управляет движениями тела в человеке.
↔ Святой Дух растит спасающую людей Церковь.
Слайд 14. до Искупления → Царство Отца и Сына нераздельно со Святым Духом
Искупление → Царство Сына нераздельно с Отцом и Святым Духом
после Искупления → Царство Святого Духа нераздельно с Отцом и Сыном
ПАСТВА И БОГОУЧРЕЖДЕННАЯ ИЕРАРХИЯ
Слайд 15. В теле → каждый из членов имеет свое место и исполняет свое назначение.
В Церкви → такому сочетанию элементов соответствует иерархический строй.
Слайд 16. Члены Церкви различны по своему существу и духовному состоянию, поэтому Сам Иисус Христос установил иерархию.
Слайд 17. Иерархия – это особые лица, пастыри, выделенные из ряда обыкновенных и имеющие особые полномочия.
Существенная черта и особенность иерархии состоит в том, что пастыри призваны к служению всем членам Церкви.
Слайд 18. День Пятидесятницы – это день рождения как всей Христианской Церкви, так и ее пастырей.
Слайд 19. В этот день, согласно обещанию Спасителя, получили торжественное освящение от Святого Духа первые пастыри Церкви.
В этот же день образовалась и первая паства в лице 3000 крестившихся, к которым затем присоединились еще 5000 (Деян.2,41; 4.4).
Слайд 20. С тех пор иерархическое служение в Церкви непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства.
Так что иерархию Церкви составляют лица, поставленные не властью общественного представительства, а властью Святого Духа.
Священство живет не своими силами, а силами, даруемыми им свыше – от Духа Божия и по воле Христа.
Слайд 21. Со стороны пасомых Православная Церковь требует деятельного участия:
Слайд 22. в церковном управлении → содействие мирян при избрании кандидатов на иерархические должности.
Слайд 23. в учительстве церковном → всякий способный к учительству имеет право со своей стороны на всенародное преподавание откровенных истин, соединенное с авторитетом Православной Церкви, но без притязания на пастырство.
Слайд 24. в совершении таинств → участие верующих мирян выражается нравственно в молитвенном содействии. Таинство же крещения, в случае крайней необходимости, допускается совершать простому верующему.
Слайд 25. Жизнь Церкви слагается из взаимодействия между иерархией и паствой.
Слайд 26. Пастыри обязаны
→ учить своих пасомых,
→ совершать для них священнодействия,
→ духовно управлять словесным стадом.
Слайд 27. Пасомые обязаны
→ слушаться учения своих пастырей,
→ пользоваться их священнодействиями,
→ повиноваться их духовной власти.
Слайд 28. Высшая же Церковная власть принадлежит Вселенскому Собору - всей Церкви Христовой, состоящей из иерархии и паствы и дающей решающий голос своим определениям.
Для сравнения:
→ Католическое учение → Церковное управление единолично принадлежит римскому папе. Как следствие – искажение догматов.
→ Протестантское учение → Личное самоопределение всякого частного лица. Как следствие – дробление на множество группировок и учений.
ТРИ СТЕПЕНИ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ
Слайд 29. Апостолы, устраивая Церковь Божию на земле, преподали свое полномочие и благодать Церковной иерархии, различив в ней три, неравных по полномочию и благодати священнодействия, степени:
Епископскую →
Пресвитерскую →
Диаконскую →
Слайд 30. Епископ – «наблюдатель», «смотритель» - высшая степень священства в Церкви.
Слайд 31. Он является главным начальником над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.
Он главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самих пастырей.
Он, по силе Духа, первый священнодействователь и совершитель святых таинств в Церкви – некоторые священнодействия предоставлены исключительно ему.
Слайд 32. Ему принадлежит право:
→ а) совершать богослужения;
→ б) совершать все таинства;
→ в) освящать миро для таинства миропомазания;
→ г) освящать антиминсы;
→ д) освящать храмы.
Слайд 33. Епископы имеют различные наименования:
→ первый из епископов – управляющий Церковью целой страны – Патриарх;
→ епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий:
→ митрополит
→ архиепископ
→ епископ
Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митрополит в России в отличие от прочих архиерев носит белый клобук.
Слайд 34. Как апостолы прияли от Господа и имели одинаковую честь и власть, так и их преемники – епископы – имеют одинаковое достоинство.
По правилам святых апостолов и святых Соборов
→ только собором нескольких епископов епископ приемлет рукоположение;
→ только собору епископов принадлежит духовный суд над епископом.
Слайд 35. Каждая частная Церковь подчинена только своему епископу.
Несколько частных Церквей подлежат распоряжениям всех своих епископов в совокупности или Поместному Собору.
Церковь Христова, совмещающая в себе все частные, как Церковь Вселенская, вверена всем вообще епископам – Вселенскому Собору.
Слайд 36. Пресвитер – «старший» – зависимый от епископа совершитель богослужения.
Через таинственное епископское рукоположение пресвитер получает благодать и право
→ учить общество верующих,
→ совершать все церковные службы для верующих,
→ преподавать верующим благословение,
→ совершать таинства.
Не может совершать таинство священства, благодать таинства миропомазания преподает через освященное епископами миро, а таинство Евхаристии может совершать только на освященном епископе антиминсе.
Слайд 37. Диакон – «смиритель» – служитель таин Христовых, слуга епископства и сослужитель пресвитерам.
Слайд 38. Диакону не дано права совершать святые таинства и вообще священнодействия.
Диаконское служение – подготовление к священству.
На диакона часто возлагаются обязанности законоучителя.
Слайд 39. Все три степени иерархии не могут быть восхищены по личному желанию, а даются Церковью, и поставление на них совершается Божиим благословением через епископское рукоположение.