Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура". Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области. Есть небольшой тест (9,9 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Объединение русских земель вокруг Москвы
Как Москва стала столицей России
Возникнув как город в XII веке, Москва сначала даже не была центром особого княжества. Время от времени она давалась в удел младшим сыновьям князей, сидевших в Ростове и Суздале. С конца XIII века Москва становится центром самостоятельного княжества. Сын великого защитника Русской земли князя Александра Невского святой князь Даниил становится первым самостоятельным московским князем. При Данииле Московском на рубеже 13 и 14 столетий началось объединение Русских земель, успешно продолженное его преемниками. Московские князья то скупали земли соседних княжеств, то брали их при удобном случае силой, то присоединяли земли дипломатическим путем, заключая договоры с ослабевшими удельными князьями, которые ставились в подчинение Москве. Основу могущества Москвы заложил сын князя Даниила Иван Калита, при котором продолжалось объединение Русских земель. Во время его правления Москва фактически становится центром Русской Православной Церкви. Из города Владимира кафедра митрополита всея Руси переносится в Москву. Присоединяясь к Москве, княжества-уделы превращались в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих владениях и становились боярами великого князя московского.
Расширение Московского княжества
К концу 14 столетия Московское княжество настолько окрепло, что смогло приступить к освобождению Руси от ненавистного ига золотоордынских ханов. Великий князь московский Дмитрий победил на Куликовом поле и сделал решающий шаг для освобождения Отечества. Когда внук Дмитрия Донского Иван III Васильевич вступил на московский престол, владения московских князей были в 30 раз больше, чем при Иване Калите! Таковы были плоды государственной деятельности нескольких поколений московских князей — от Ивана I Калиты до Ивана III. Московские князья понимали, что сила страны в единстве, и для свержения ненавистного ига необходимо всей Руси вновь объединиться, стать мощной державой, которую не разрушали бы внутренние войны и княжеские усобицы. Завершить дело объединения Руси в новое сильное государство предстояло Василию III — сыну Ивана III. Но основы этого единства были заложены целым рядом событий, совершившихся еще в правление отца Ивана III — Василия II, прозванного Темным.
«Шемякина смута»
Сохранилась летописная «Повесть об ослеплении Василия II», в которой излагается один из наиболее драматических моментов в русской истории XV века. В борьбу за великокняжеский престол с внуком Дмитрия Донского Василием II вступил князь Дмитрий Шемяка, возглавивший врагов объединения Руси. Внешним выражением конфликта между Москвой и Галичем был спор о правах на престол после смерти в феврале 1425 г. великого князя владимирского и московского Василия I Дмитриевича (старшего сына Дмитрия Донского). Он завещал великое княжество своему сыну Василию. Однако традиционно власть передавалась старшему в роду. Поэтому после смерти Василия I на владимирский престол претендовал следующий по старшинству сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич. 10-летний племянник или 51-летний дядя? Престол будет передаваться от отца к сыну или старшему в роду? Известное завещание Дмитрия Донского, на которое ссылались оба претендента, было составлено таким образом, что его можно было трактовать по-разному. 8 февраля 1433 г. на свадьбе Василия II были жестоко оскорблены старшие сыновья Юрия Дмитриевича Василий Косой и Дмитрий Шемяка, прибывшие поздравить своего двоюродного брата. Во время пира властная Софья Витовна сорвала золотой пояс Дмитрия Донского с князя Василия Косого, объявив, что этот пояс был украден из великокняжеской семьи. Пояс, вокруг которого разыгралась ссора, имел не столько ценностное, сколько символическое значение – примерно то же, что и шапка Мономаха в более позднее время. Владение поясом как наследием Дмитрия Донского означало преемственность власти от этого славного победителя на Куликовом поле. Великая княгиня Софья Витовна усмотрела в истории с поясом стремление обосновать права князя Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол, поэтому устроила скандал на свадьбе своего сына. Старшие сыновья Юрия, у которых были сложные отношения с отцом и которые 8 лет не вмешивались в его конфликт с Василием II, после такого оскорбления поддержали военный поход Юрия Дмитриевича весной 1433 г. на Москву
В 1446 году Василий II был захвачен Шемякой в Троице-Сергиевом монастыре и ослеплен. Отсюда он и получил название «Темный». Но население Москвы и все духовенство решительно встали на сторону князя Василия. Духовенство во главе с епископом Рязанским Ионою отправило Шемяке грозное послание. В послании он обвинялся в измене и восстании против законного государя. Последняя страшная междоусобная борьба закончилась полным торжеством Василия II. Двадцать лет тянулась борьба, получившая в истории название «Шемякина смута». «Шемякина смута, — писал историк И.Е. Забелин, — послужила не только испытанием для сложившейся уже крепко вокруг Москвы народной тверди, но была главной причиной, почему народное сознание вдруг быстро потянулось к созданию Московского единодержавия и самодержавия». Во время усобиц народ и научился дорожить единством власти. «Повесть об ослеплении Василия II» — одно из самых потрясающих летописных свидетельств российской истории. Исследователи предполагают, что источником этой повести послужили воспоминания самого великого князя Василия II Темного.
Церковное единство и Флорентийский собор
В 1448 году, в княжение Василия II Темного, совершилось исключительно важное событие в духовной жизни Руси — Русская Православная Церковь стала самостоятельной. Раньше она была митрополией Константинопольского патриархата. В это время Византийская империя доживала последние дни — турки-османы неумолимо приближались к Царьграду. Император Иоанн III Палеолог и Константинопольский патриарх Иосиф ради спасения Отечества решились на союз с римским папой, что означало измену православию. С самого своего крещения Русская земля твердо стояла в православии. Само слово «православие» — правильно славить Бога — учило русский народ считать свою веру единственно правой. Русский человек был готов умереть за свою веру, которая была для него дороже временной жизни на земле. В 1438 году в городе Флоренции состоялся собор епископов Римской и Византийской Церквей. Союз был заключен. В это время митрополитом Руси был назначен сторонник союза с Римом грек Исидор. Когда он приехал в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь русский народ единодушно назвал поступок византийцев изменой.
Самостоятельность Русский Церкви
Князь Василий II как истинный защитник православия обличил Исидора и велел лишить его митрополичьего сана. После этого князь созвал собор русских епископов, которые единодушно осудили изменника и отступника Исидора и решили возвести в русские митрополиты Рязанского епископа Иону. В Послании Василия II в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам Православии». С тех пор русские митрополиты всегда избирались собором русских епископов и больше не назначались из Константинополя. Русская Церковь становилась самостоятельной. «Это одно из тех великих решений, которое на многие века вперед определяет судьбы народов», — сказал об этом событии знаменитый русский историк Сергей Михайлович Соловьев. В 1948 году Русская Православная Церковь отмечала 500-летие своей самостоятельности. Русский народ сохранил свою веру. Молодое русское государство после падения Византийской империи стало оплотом православия во всем мире. «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» — эти слова из церковного песнопения являются заветом для каждого русского православного человека.
Великий князь Иван III
Сын Василия II Иван III был мудрым правителем. Удельные князья служили ему верой и правдой, а великие князья других княжеств были его верными союзниками. Видя могущество Московского государя, они с готовностью переходили к нему на службу. Когда в 1485 году Иван III узнал, что тверской князь, извечный соперник Москвы, замышляет союз с Литвой, мудрый собиратель русских земель военным походом покончил с самостоятельностью Твери и присоединил Тверское княжество к Москве. Но важнейшим государственным делом Ивана III было присоединение к Москве новгородских земель.
Измена Великого Новгорода
Вольнолюбие Новгорода давно уже мешало делу объединения Руси. Не раз московским князьям приходилось «ставить на место» свободолюбивый город. Великому Новгороду надлежало быть верным союзником и помощником нарождавшегося Московского государства. Но богатые новгородцы боялись власти Москвы и не хотели терять свою вольность. Некоторые из державших власть в своих руках решили подчинить Новгород Литве и заключили союз с литовским князем. Главой изменников была посадница Марфа Борецкая. Узнав об измене новгородцев, князь Иван III написал им послание, в котором увещевал не предавать православие и не изменять Руси. «Люди новгородские — это моя вотчина изначала. А ни за королем никаким, ни за великим князем литовским не бывали вы с тех пор, как земля ваша стала. Я, князь великий, никакого насилия вам не чиню, да еще и жаловать вас хочу, свою вотчину», — это слова из «Московской повести о походе Ивана III Васильевича на Новгород».
Битва на реке Шелони
Но новгородцы не послушались князя. Тогда Иван III собрал войска и пошел войной на свою «непокорную отчину». Новгородцам не удалось собрать большое войско, потому что простые жители не поддержали бояр в их борьбе с Москвой. В битве на реке Шелони немногочисленный авангард московского войска легко разбил новгородцев. «И погибло новгородцев много, а иные побежали, а других похватали, а прочих в плен увели и много зла причинили», — рассказывает о той битве «Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород». Новгородцы попросили мира, обещав подчиниться Москве, и Иван Васильевич простил их.
Покорение Великого Новгорода
Но вскоре в Новгороде опять начались беспорядки, бояре — сторонники Литвы — подняли мятеж. Московскому князю пришлось двинуться на Новгород войной. Испуганные новгородцы снова стали просить мира, но Иван III, видя их непостоянство, решил лишить Новгород всякой самостоятельности. Он не давал Новгороду мира до тех пор, пока отчаявшиеся жители не согласились отказаться от своих вольностей и признать московского князя своим Государем. Новгородцев привели к присяге московскому князю. Бояр, замышлявших измену, казнили или расселили по другим землям. Вече запретили, а колокол, созывавший народ, увезли в Москву и повесили на колокольню «с другими колоколами звонити». Вместо посадников Новгородской землей стали управлять теперь княжеские наместники. Так Новгород окончательно присоединился к Московской Руси.
Соперничество с Литвой
Объединяя Русь, московским князьям приходилось постоянно бороться с Литовским княжеством. В то время как Русь бедствовала под монголо-татарским игом, литовский князь Гедимин, современник Ивана Калиты, сделал свое государство сильным и могучим. Литва завоевала Южную Русь, захватила западные русские княжества. Во владениях Гедимина русские земли составляли большую часть, и он стал называть себя «князем всей Руси». Его потомки продолжали завоевывать русские земли, вели постоянные войны с Москвой. Кроме того, литовские князья-католики притесняли православное население. Иногда русских даже насильно перекрещивали в «латинскую веру». Этим литовский князь — современник Ивана III — нарушал мирный договор с Москвой. Зная об этом, Иван III не раз старался образумить его, но тот по-прежнему нарушал свои обещания. В 1500 году русские войска под командованием опытных московских воевод вступили в Литву. Они без боев заняли принадлежавшие Литве русские земли. Князья этих земель с радостью переходили на службу Московскому государю. Литовский князь боялся воевать с могущественным Иваном III, но ему ничего не оставалось делать, как послать свои войска в поход против русских. В решающей битве храбрые русичи полностью разбили литовское войско. Исконно русские земли, отвоеванные Иваном III, перешли к Москве.
Московское государство
Итак, при московском князе Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Московскому княжеству присоединены были такие важные земли, как Новгородская (1485 г.) и Тверская (1485 г.), Чернигово-Северские земли (1503 г.). Продолжая дело отца, сын Ивана Василий III присоединил к Москве Рязанское княжество (1521 г.), Псков (1510 г.) и освободил от литовцев Смоленск (1514 г.). Теперь вся Русь объединилась под властью московских государей. Наряду с объединением русских земель к Руси присоединялись и соседние нерусские народности. Вместе с Новгородской, Нижегородской и Пермской землями в состав Московского государства вошли мещера, меря, карелы, удмурты, саамы, ненцы и другие народности со своими землями. Русское государство становилось многонациональным. Расширению Русского государства, как писали церковные историки, предшествовал свет православной веры. Единая Русская Православная Церковь освящала единство великой России. Замечательный русский историк Н.М. Карамзин говорит об Иване III: «Иван оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством». И с полным правом Иван III поставил в титуле своем слова: «Государь всея Руси».