Слайд 1. Первый Вселенский Собор (Никейский) был созван при императоре Константине Великом в 325 г., в Никее, столице Вифинии.
Слайд 2. На соборе присутствовало 318 отцов Церкви.
Между святителями, присутствовавшими на Соборе, были чудотворцы Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский.
Слайд 3. Собор продолжался 2 месяца и 12 дней.
Слайд 4. Главным поводом к созыву Собора была ересь Ария, александрийского пресвитера. Арий учил, что Сын Божий есть творение Бога Отца и потому не единосущен Отцу.
Слайд 5. Главой обличителей Ария был Александр, епископ Александрийский. Среди его сторонников был знаменитый Афанасий Великий, бывший в то время архидиаконом Александрийской Церкви.
Слайд 6. В числе оппозиции стояли два Евсевия, Никомидийский и Кесарийский, с Феогнидом, епископом Никейским.
Слайд 7. Собор утвердил догмат о единосущии Сына с Отцом, предал анафеме учение Ария и издал первые семь членов Символа веры в той форме, которая сохраняется доныне.
Слайд 8. Этот Символ веры был подписан всеми присутствующими отцами Церкви, кроме самого Ария и двух епископов, Феоны Мармарикского и Секунда Птолемаидского, которые были извержены из недра Церкви и подверглись гражданскому изгнанию по воле императора.
Слайд 9. Также на Соборе разбирались вопросы:
→ О праздновании Пасхи в различных местных Церквах. → Для согласования празднования Пасхи во всем христианском мире утвержден существующий доныне Пасхальный Круг, составленный александрийцами.
→ Раскол в Египетской Церкви, вызванный чрезмерной строгостью Мелентия, епископа Никопольского в Фиваиде к отпадавшим от веры во время предшествовавших гонений. → Раскол Египетской Церкви прекращен осуждением Мелентия.
Слайд 10. Кроме того Собор издал еще 20 правил (частных канонов), касающихся устройства церковной иерархии и дисциплины.
Слайд 11. В иерархии утверждено старейшинство за епископами Римским, Александрийским и Антиохийским с правами первосвященничества в трех главных разделах империи и Церкви. Иерусалимский епископ сравнен с ними, но только в почетном имени Экзарха.
Слайд 12. Константин, открывший Собор приветственной речью, заключил благодарственной за утверждение Вселенского мира, который и возвестил отсутствовавшим епископам окружным посланием.