Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова А.А. «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже. "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". В.Д. Поленов Первой из этого цикла стала картина «Христос и грешница», написанная Поленовым в 1888 году. Непосредственная работа над картинами цикла началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. В 1908 году его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным трудом своей жизни», была закончена, и 58 картин цикла были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. "Тут чистота Христа связана с красотой природы". Владимир Маковский В настоящее время серия оказалась разрозненной. Отдельные ее полотна хранятся в Москве. В России 80-х годов 19-го столетия, в эпоху полнейшего произвола, грубого попрания человеческих прав, разгула реакции и деспотизма, в мировоззрении многих определяющими были гуманистические идеалы. Поленов также разделял эти идеи, поэтому и в христианстве он прежде всего увидел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству.
«Поленов пытался открыть для себя Христа, увидеть в нем Сына Человеческого. Он не был глубоко церковным человеком, поэтому его творчество, которое отличается необычайным ощущением присутствия, как будто зритель сам идет по Святым местам вслед за Спасителем, могут стать ступенькой, подводящей человека к Церкви». Протоиерей Алексей Лысиков
|