Иконописцев Андрея Рублева и его старшего современника Даниила Черного преп. Иосиф Волоцкий называет «чудными и пресловущими». Оба они были иноками московской Андрониковой обители и отличались духовною, подвижническою жизнию. Безымянный писатель XVI в. говорит о них, что они превосходили всех прочих иконописцев и что чудные изображения, какими украсили они Троицкую церковь в Сергиевой лавре, еще в его время удивляли всех. Стоглавый собор 1551 г. выделяет иконы Андрея Рублева как совершенные и рекомендует подражать им как образцам для русских иконописцев. Образы этого величайшего иконописца московской школы, овеянные неземными миром и гармонией, оказали огромное влияние на все русское иконописание. По словам о. Иоанна Мейендорфа, «иконы Рублева – лучшие апологеты Православия». Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна, только предполагается, что он родился около 1360 года. Более достоверной является другая, конечная дата его жизни. В бумагах историка екатерининской эпохи Г. Ф. Миллера была найдена копия XVIII века с надписи на каменной плите, находившейся в Спасо-Андрониковом монастыре. Согласно тексту этой копии, списанному, очевидно, с надгробия Андрея Рублева, он умер 29 января 1430 года. Указанная дата согласуется с данными других источников, например, с известием «Книги глаголемой Описание о российских святых», составленной в начале XVIII века, где тоже сообщается о смерти Андрея Рублева в 1430 году и о погребении его в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 году, в тысячелетний юбилей Крещения Руси, Собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых.
Имя Андрея Рублева давно овеяно легендарной славой. Уже в XV веке иконы письма Рублева очень ценились, и за ними охотились собиратели. Один русский князь едва ли не силою завладел иконами кисти Рублева, принадлежавшими Иосифу Волоцкому. Монастырские и церковные описи, начиная с известной описи Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 году, и кончая аналогичными документами XVIII века, нередко специально упоминают иконы Рублева, находившиеся в иконостасах и ризницах. И в XIX веке ценность монастырских и особенно частных собраний икон прямо зависела от того, имелись ли в этих собраниях иконы письма Рублева или его учеников и последователей, старавшихся подражать знаменитому мастеру. Достаточно было слуха об иконах Рублева в той или иной коллекции, как ее значение сразу возрастало в несколько раз. Слава Андрея Рублева была так велика, что в постановлениях Стоглавого собора, состоявшегося в Москве в 1551 году, на вопрос о том, как следует правильно писать изображение Троицы, был дан официальный ответ: «Писать с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев ...» Неудивительно, что кисти Рублева приписывалось множество произведений, включая и такие иконы, которые были созданы другими художниками и часто несколько десятилетий спустя. В 1920-х годах, с развитием научной реставрации и искусствознания, началось планомерное обследование икон, фресок и миниатюр, известных как рублевские. Выяснилось, что сохранилось немного произведений, которые в летописях, житиях московских святых и других источниках упомянуты как работы Андрея Рублева. Из относительно достоверных икон Рублева уцелели отдельные иконы праздничного ряда в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, отдельные иконы и фрески Успенского собора во Владимире и «Троица» из Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Все иные произведения, например, миниатюры Евангелия Хитрово или Звенигородский чин с изображениями Христа, архангела Михаила и апостола Павла, по мнению многих исследователей, только приписываются Рублеву на основании их стилистического сходства с фресками из Успенского собора Владимира и «Троицей» из Лавры. К тому же, когда речь идет о многофигурных и многочастных ансамблях, подобных владимирским фрескам, не легко разобраться, где писал Рублев, а где близкие ему художники, такие, как его товарищ и «спостник» Даниил Черный. Все это означает, что суждение о подлинной живописи Андрея Рублева должно исходить из анализа произведения, которое не может быть связано с творчеством нескольких мастеров. Таким произведением и является икона «Троица» из Троице-Сергеевой лавры.
Имя Андрея Рублева связано исключительно с историей московской художественной школы. Все его произведения, также как и произведения его учеников и последователей, происходят из Москвы либо из ближайших городов и подмосковных монастырей. В Москве Андрей Рублев выполнял заказы митрополита, великого князя, а также учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Жизнь преподобного Сергия, основателя Троицкого монастыря, была идеалом для современников Андрея Рублева. В Троицком монастыре рождались идеи братства, любви, духовного самоусовершенствования. В житии преподобного Никона имеется указание, что Андрей Рублев написал «Троицу» в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Очевидно, многое в убеждениях иконописца соответствовало убеждениям преподобного Сергия. Не следует пренебрегать этим вероятным предположением, поскольку оно ведет нас к уяснению его мировоззрения. В иконе "Троица" Андрей Рублев говорит с нами на языке искусства. В силу емкости и неоднозначности последнего оно требует от нас встречной работы мысли. И кто подскажет, кто узнает, кто, наконец, выразит словами всю полноту действительного и возможного содержания «Троицы»?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]