Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура". Православной общеобразовательной школы-пансионата "Плёсково" Московской области (7,1 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Преподобный Сергий Радонежский
Все в жизни преподобного Сергия было необыкновенно: стремясь в пустыню, подальше от людей, он создал центр, куда и по сей день идут тысячи и тысячи людей; отказываясь быть игуменом даже в маленькой обители своей, он стал по общему признанию «игуменом всей земли Русской»; бежавший более всего от славы людской, он прославлен народом как великий святой. И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры православные паломники со всей России, да и со всего мира, чтобы поклониться преподобному Сергию Радонежскому, великому подвижнику земли Русской.
Что такое святое чувство
Когда мы говорим, что какие-то люди или какие-то вещи — святые, то это означает, что мы выделяем их из всех прочих людей и вещей и по-особому относимся к ним, а именно — с чувством благоговения. Трудно представить себе человека, у которого совсем нет святынь. Когда говорят про кого-то: «У него нет ничего святого», — то этими словами выражают отрицательное мнение о человеке. Мы говорим о святом чувстве любви к своей матери, к своей Родине. У каждого человека есть эти святыни. Но есть святыни, чтимые всем народом. И чем больше таких святынь, тем духовно богаче народ. У русского народа несметные духовные сокровища: святые места, святые храмы, святые иконы, святые праздники, святые предметы, тысячи святых людей, в земле Российской просиявших, то есть прославившихся подвигами духовной жизни во имя Бога и своей Родины.
Святой старец и лавра
Среди всех духовных сокровищ Русской земли как драгоценнейшие из драгоценных сияют Троице-Сергиева лавра, имя преподобного Сергия Радонежского и икона «Троица» Андрея Рублева. Одному из удивительнейших людей нашего столетия — писателю, философу, ученому, священнику Павлу Флоренскому — принадлежат такие слова: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».
Три святыни лавры
Троице-Сергиева лавра — монастырь, основанный более чем 600 лет назад, — и сегодня является сердцем церковной жизни России. Главная святыня Лавры — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, белокаменный храм, построенный пять веков назад. В правом углу храма в серебряной раке почивают мощи угодника Божия Сергия. В иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры есть две копии «Троицы» Андрея Рублева. Одна, сделанная в 1600 году по заказу Бориса Годунова. И вторая, сделанная реставратором Николаем Барановым в 1926 году. Сама отреставрированная икона Рублева «Троица» с 1929 года находится в Третьяковской галерее. Не случайно все эти святыни находятся в одном пространстве. Не случайно они близки по времени: преподобный Сергий скончался в 1392 году, а икона Троицы была написана Андреем Рублевым для храма, воздвигнутого в 1422 году. Эти три святыни объединяет одна идея — единство земли Русской во имя Божественной Троицы.
«Чтобы побеждалась ненавистная рознь мира…»
Троицкий храм был построен через 30 лет после кончины преподобного Сергия — в годы страшного голода и жестоких княжеских междоусобиц. Но именно сюда, ко гробу преподобного, к иконе Святой Троицы, приезжали удельные князья "целовать крест", то есть давать клятву на верность великому московскому князю, объединяясь под его начало. Этого и желал всей душой «печальник земли Русской» преподобный Сергий, «чтобы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего». Образ Святой Троицы, единосущной и нераздельной, — это тот Божественный образ единства, которому должен следовать весь народ. И насколько важно было современникам преподобного Сергия осознать, что, только победив «ненавистную рознь», можно спастись и возродиться, настолько важно это для России и в настоящее время.
«Житие» Сергия
Святой Сергий мечтал о единстве своей Родины, об освобождении ее от иноземного ига, о прекращении кровопролитных смут. Вся его жизнь была служением Богу, Отечеству и ближним, потому он и прославлен Русской Церковью и русским народом. Первое житие Сергия Радонежского написал инок Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый, современник святого. В середине XV века «Житие Сергия» было переработано монахом и писателем Пахомием Логофетом. Источником наших знаний о преподобном Сергии являются несколько редакций «Жития», написанного Пахомием, так как подлинного списка творений Епифания не сохранилось.
Явление отроку Варфоломею
Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем. Семи лет его отдали в школу, где уже учились его старшие братья Стефан и Петр. Учение поначалу не давалось Варфоломею, и он подвергался постоянным наказаниям от учителей, упрекам родителей и насмешкам товарищей. Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Однажды отец послал его в поле привести лошадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Отрок подошел и молча дождался конца молитвы. «Что тебе надобно, чадо?» — спросил Варфоломея окончивший молитву старец. «Учусь грамоте, но не успеваю; помолись за меня Богу, отче, чтобы я мог выучиться грамоте». Старец помолился, дал Варфоломею кусочек просфоры в знак благодатной помощи Божией, пообещал, что в знании он превзойдет своих братьев и сверстников, и предсказал получение особых духовных даров в будущем.
Начало иноческой жизни
Чудесным образом получив успех в учении, Варфоломей стал усердно читать священные книги. Когда ему было 15 лет, его родители — Кирилл и Мария — переселились в село Радонеж, которое находилось недалеко от Москвы. Там они вскоре умерли, и Варфоломей решился по примеру святых подвижников уйти в пустынное место и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу. Вместе с братом Стефаном они углубились в глухой лес и построили там маленькую деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы. Лес был настоящей пустыней, то есть пустым и безлюдным местом. Стефан не выдержал суровой жизни и, покинув брата, вскоре ушел в московский монастырь. Варфоломей же был пострижен в монахи с именем Сергий и остался жить в лесу в полном одиночестве. Более двух лет он жил совсем один, борясь со страхами и искушениями, с голодом и морозом, с усталостью и тоской.
Основание Троицкой обители
Но вот один за другим стали приходить к преподобному Сергию люди сначала ради душевной беседы и совета, а потом нашлись желающие и жить близ него. Когда собралось 12 человек, тогда построили они келии и обитель обнесли оградой. Так начался Сергиев монастырь, которому суждено было стать знаменитой Троице-Сергиевой лаврой. Следуя евангельскому учению, преподобный Сергий был среди братии первый в том, что всем был слугой. Он строил кельи, рубил дрова, носил воду издалека. По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Сергий принял священнический сан и был поставлен игуменом созданного им монастыря. Митрополит Московский и всея Руси Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призвал к себе игумена Сергия и объявил, что намерен посвятить его в сан епископа, чтобы сделать своим преемником. Старец со смирением отказался от высокого назначения. «Владыко святый! Если не хочешь прогнать нищету мою от твоей святыни, не говори о таком тяжелом бремени моему недостоинству». Но, отказавшись от высокого сана, Сергий не отказался от забот и трудов на благо родной земли. Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя — московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.
Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
Искреннюю любовь и уважение питал к преподобному Сергию князь Дмитрий Донской. Часто он обращался за советом к святому игумену, приезжал за благословением. Он пригласил Сергия быть крестным отцом своих детей. Духовное завещание князя об изменении порядка владения великокняжеским престолом скреплено подписью преподобного Сергия. Герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич Храбрый был также духовным сыном святого Сергия. Известный русский историк Василий Осипович Ключевский называет Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг вождя русского войска Дмитрия Донского, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь». По просьбе князя он дал ему двух своих иноков, прежде в миру носивших оружие, — будущих героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Усмирение князя Олега Рязанского
После Куликовской битвы продолжались раздоры между московским и рязанским князьями. Многих послов посылал великий князь Дмитрий Донской к рязанскому князю Олегу, чтобы заключить с ним мир, но суровый и гордый князь никого не хотел слушать и отказывался от подчинения московскому князю. Тогда в 1385 году отправился в Рязань смиренный Сергий. О чем долго беседовали князь и старец? О спасении души, о мире и любви, о будущем родной земли? Никоновская летопись сообщает, что в результате этой беседы «князь Олег переменил свирепство свое на кротость и, утишась и укротясь, и умилясь сильно душою, устыдился он святого мужа, и взял с великим князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род».
Ученики преподобного Сергия
Уже при жизни преподобного Сергия его ученики основали 25 новых монастырей. А всего с 1340 по 1440 год, то есть за сто лет, было воздвигнуто около 150 монастырей. Многие из них были построены в глухих местах к северу от Москвы. Русский монах, чтобы обеспечить себе пропитание, расчищал лес вокруг своей кельи; другие отшельники, привлеченные его святой жизнью, селились рядом, за ними следовали крестьяне. Общими усилиями монаха, проповедовавшего православную веру, и крестьянина, возделывавшего поля, разрасталось за Волгой Русское государство.