Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (4,3 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Свидетели и свидетельства
Древнерусская рукописная книга
Рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем книги стали писать и на Руси. В «Повести временных лет» говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они множество книг. Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад.
Первые русские библиотеки
При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг. Книги требовались для новых монастырей, церквей и библиотек. Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. В монастырях же зарождалось и русское летописание. Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Но большинство из них, к сожалению, не сохранилось. Многие древние рукописные книги погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам — в последующие столетия. Очень много старинных книг утрачено уже в нынешнем столетии. В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах. Пожарами часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были книги, которые хранились в каменных соборах. Сейчас древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать эту книгу и ссылаться на нее.
Книга — свидетель истории
От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг — Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Всего от XI–XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них — книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергаменте. На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги. Книга, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.
Как сохранилась «Повесть временных лет»?
Нестор не был первым по времени летописцем Древней Руси. Но он был первым, кто составил столь подробное и стройное повествование о древнейшей русской истории. Первым летописью Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме Святой Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет". Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Рукопись «Повести временных лет», начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась, как и почти все списки рукописных летописей XI–XIII веков. Но из Киева летопись Нестора через переписывание стала распространяться по другим городам Руси, где по желанию князей или по благословению епископов русское летописание продолжалось. Вторая редакция «Повести временных лет» относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для князя Владимира Мономаха. Будучи продолжателем Нестора, заключительную часть летописи Сильвестр писал по своему усмотрению. Не сохранилась и рукопись Сильвестра. В 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. Только Новгородская летопись сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 - 1228 годов. В 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранил нам Ипатьевский летописный свод. В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. В 1377 году по заказу великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Об этом свидетельствует запись самого Лаврентия. В те далекие времена летопись, переписанная монахом Лаврентием, наверное, не была явлением исключительным. Подобные летописи велись и в других больших древнерусских городах. Но у рукописи монаха Лаврентия оказалось особое предназначение. Именно она сохранилась до наших дней, тогда как другие летописные своды того времени не сохранились. До начала 18 столетия рукопись монаха Лаврентия принадлежала Владимирскому Рождественскому монастырю. Затем она была привезена в Санкт-Петербург и там в 1792 году приобретена собирателем древних рукописных книг Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Новый владелец Лаврентьевской летописи подарил ее императору Александру I, и она была помещена в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга. До наших дней «Повесть временных лет» в рукописи монаха Лаврентия хранится в этой же библиотеке, которая называется теперь Российской Национальной Библиотекой.
Памятники древнерусской литературы
Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но потомки спустя какое-то время оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда был создан этот памятник.
Живые свидетельства о прошлом
Памятник - это свидетель того времени, когда он был создан. К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы — это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.