Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ" |
[ Скачать (5.08 Mb) ] | 01.12.2013, 17:00 |
Презентация о житийном типе икон "Святая Троица, в деяниях" в двух частях: иконы и клейма. Дается краткий иконографический разбор с элементами богословия (5,1 Мв, pptx).
Автор: "Свѣточъ".
Дополнительные адреса для скачивания: К слайду 1
На рубеже 15-16 веков на Руси стали интенсивно распространяться антитринитарные ереси. Полемика с еретиками и защита главных идей православия происходила не только на страницах богословских трактатов, но и в иконографии. Так появляются иконы символико-догматического характера. К их числу относятся и иконы «Святая Троица с деяниями». Предназначение этих икон было доказать Триединство Бога, особенно предвечное бытие Второй Ипостаси – Сына Божия и Его творческое начало еще до воплощения. При изображении Святой Троицы иконы стали писаться в притчах, олицетворяя содержания некоторых троицких стихов. В них Дух Святой представлялся в виде голубя, Сын Божий – в виде ангела с крыльями, Бог Отец - старцем. Еще тогда дьяк Иван Висковатый поднял вопрос о каноничности подобных изображений. Вопрос этот не закрыт до сих пор. Особенно широкое распространение такие образа получили с середины 16-го века, после пожара 1547 года в Москве, когда восстанавливались храмы, и требовалось много новых икон. К слайду 2 Иконы житийного типа имели обычно достаточно большой размер (1,5-2 м в высоту) и размещались в местном ряду иконостаса. Это позволяло воспринимать икону с двух позиций. Издали, откуда икона воспринимается как целое, клейма сливаются и превращаются в подобие венка вокруг центрального образа. Сам средник при этом не теряет связи со всей композицией иконостаса, выражающего общую молитву Церкви. Вблизи, откуда различимы подробности, прочитывается и второй, частный смысл иконы. К слайду 3 Хотя иконы «Святая Троица с деяниями» не имеют единой иконографической схемы, они отображают одну общую идею. Промысел Божий - план устроения вселенной и судеб человеческих – показан в среднике в виде образа Предвечного Совета. Силой же, служащей воплощению Божественного плана, начиная с первого акта творения, является Единородный Сын – София, Творческая ипостась Триединого Бога. Это раскрывается в клеймах. В основе иконографии средника лежит либо знаменитый образец прп. Андрея Рублева, получивший широкое распространение в XVI веке, либо сюжет «Гостеприимство Авраама». Выбор сюжетов клейм, обрамляющих средник, достаточно произвольный. Иконография многих клейм восходит к миниатюрам рукописей, таких, как «Егоровский хронограф» или «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Помимо Библии, литературным источником для многих сюжетов послужила Толковая Палея. К слайду 4 Полный цикл «деяний» Святой Троицы обычно включает в себя 24 наиболее важных эпизода Ветхозаветной истории: от сотворения мира до возвращения израильтян в Землю обетованную. От сюжета к сюжету составляется картина спасительного действия в мире Бога Слова – Христа-Премудрости. Перед нашим взором происходит постепенное преображение человечества, переходящее от состояния отлученности от Бога в сценах грехопадения к почитанию Закона Божия. К слайду 5 Прочтение клейм неизбежно включает в себя центральное изображение. Спасение праведников, наказание грешников, духовное возвышение и падение людей… А в основе всего — Троица. К слайду 6 Помимо основного назначения раскрыть и утвердить Троичность Бога через ветхозаветные прообразы, клейма имеют поучительный, морализирующий характер. К слайду 11 Некоторые иконы содержат в клеймах не только ветхозаветные сюжеты, прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя, но и события Нового Завета, как исполнение обетований. Таким образом составляется полная картина спасительных действий в мире Сына Божия до воплощения, по воплощении и после Своего Вознесения. К слайду 12 Другие иконы содержат в клеймах только сцены «хождения» Троицы: приветствие и омовение ног, закалывание теленка и приготовление угощения, прощание, посещение ангелами Лота, гибель Содома, спасение Лота и его дочерей; жертвоприношение Авраама. К слайду 14 В правление Бориса Годунова изображения «деяний» появились и у образа «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева, который был украшен особым киотом с затворами. Как сообщалось в описи монастыря 1641 г.: «у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». Киот был разобран в 1777 г. и до настоящего времени от него уцелели лишь затворы с «деяниями». К слайду 15 С конца 16-го века появляются иконы развернутого извода со сценой гостеприимства Авраама и деяниями Троицы. Житийные сцены стали размещать не в клеймах, а внутри средника. Композиция таких икон разбита на две практически равных части. В нижней части обычно помещается изображение Святой Троицы, дополненное сценой гостеприимства Авраама. В верхней части представляются сцены «хождения» Троицы. К слайду 16 Ряд последовательных картин евангельских событий, разбиваемых ранее на отдельные клейма, теперь трактуют одной сплошной запутанной композицией, где многочисленные фигурки пестреют на пейзажном и архитектурном фоне. Такая многослойность содержания, дробящая изображение на мелкие части, лишает икону цельности и, тем самым, приводит к утрате связи с иконостасом. Икона становится картиной, требующей детального рассмотрения. К слайду 17 Особенно широкое распространение подобные иконографические изводы получают во второй половине 17-го века. К слайду 18 Для восточного христианства с его изначальным метафизическим умозрением икона - это свидетель истины и присутствия в мире Христа и святых, изобразительно выраженная молитва к ним. Предназначение ее не доказывать что-либо, а располагать к осмыслению и размышлению, возводя сознание к небесной высоте. И даже при наличии житийной рамы со вполне осязаемыми земными событиями в православной иконе отсутствовали повествовательные и моралистические моменты. Потому что реализм православной иконы заключается не в точном воспроизведении земных подробностей, а в изображении самой сущности происходящего. Для западного христианства, схоластический путь которого привел к разделению веры и разума, роль образа ограничивается защитой христианского дела - он должен активно воздействовать на человека: возбуждать, учить и развлекать. Поэтому для католической живописи характерно стремление к зрелищности и наглядной убедительности. Проникновение в традиции русской православной иконописи характерных для католицизма ориентиров постепенно к 18-му веку приведет иконописание к упадку и превратит икону в увлекательную красочную иллюстрацию, которая мало что говорит сердцу, и из которой зритель будет вычитывать и узнавать богословское учение. | |
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 3536 | Загрузок: 466 |
Всего комментариев: 0 | |