Слайд 1. Свойства Церкви – это свойства Богочеловека Иисуса Христа, а через Него и Троического Божества. Поэтому свойства Церкви бесчисленны.
СВОЙСТВА ЦЕРКВИ →
ЦЕРКОВЬ КАК СОЮЗ ЛЮБВИ →
ЦЕРКОВЬ – СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ →
СВОЙСТВА ЦЕРКВИ
Слайд 2. Святые отцы II Вселенского Собора, руководимые Духом Святым, свели все свойства Церкви в девятом члене Символа веры к четырем: «Верую во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
ЕДИНСТВО →
СВЯТОСТЬ →
СОБОРНОСТЬ →
АПОСТОЛЬСТВО →
Слайд 3. ЕДИНСТВО И ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ
Иисус Христос основал только одну Церковь, значит она едина по своему началу и основанию.
Слайд 4. Церковь едина во внешнем и внутреннем смыслах.
→ «Един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас». (Еф.4,5-6)
Внешнее единство - объективное
→ Един Господь
→ Один Символ веры →
→ Едино крещение
Внутреннее единство – субъективное - вера →
Высшее единство Церкви – один Бог и Отец всех →
Слайд 5. Согласное исповедание веры (один Символ веры)
→ Единство учения
→ Единство богослужения и таинств
→ Единство иерархического преемства
→ Единство канонического устройства
Образование отдельных, независимых поместных Церквей (например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Русская) с особыми обрядами и местными обычаями, не касающихся существа веры, с особым богослужебным языком не нарушает единства. Это единство выражается одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах и таинствах.
Слайд 6. Внутреннее единство состоит во внутреннем согласии и единодушии.
Выражение этого единства – вера, средство для внутреннего живого общения со Христом.
Слайд 8. Единство Церкви обусловлено внутренним пребыванием Бога в ней.
В силу этого Церковь объемлет
→ небо и землю - Церковь земную и Небесную
→ весь мир – вместо ограниченной одним еврейским народом Ветхозаветной Церкви Христос для спасения целого мира создал свою Церковь
Слайд 9. СВЯТОСТЬ ЦЕРКВИ
Церковь свята по своему
→ призванию (назначению)→
→ началу и устройству→
→ Непогрешимость Церкви в учении →
Слайд 10. По назначению святость Церкви нужно понимать в смысле освящения ее членов и их нравственного усовершенствования.
Начало святости Церкви в ее Главе – Иисусе Христе. Так как весь Христос в Церкви и она вся в Нем, то она «свята, славна и непорочна» (Еф.5,27).
Господь исполнил существо Церкви Собой, Своими Божественными силами и таким образом освятил ее.
Церковь полученными святыми тайнами и святыми добродетелями спасает людей от греха, смерти и диавола.
Слайд 11. По началу и устройству Церковь свята:
→ своей Главой – Господом Иисусом Христом;
→ присутствием в ней Святого Духа и Его благодатными дарами;
→ связью с Небесной Церковью;
→ по плодам.
Церковь имеет:
→ освященную от Господа иерархию,
→ святое Тело церковное. →
Слайд 12. Мнение, будто Церковь состоит из одних праведников и святых, людей безгрешных, не согласуется с прямым учением Христа и Его апостолов.
Полная и совершенная святость Церкви – состояние не настоящей, а будущей жизни. Это цель, которую должна достигнуть Церковь данными ей средствами.
Святость Церкви не умаляется, не нарушается присутствием грешников, ибо неумалима и неизменна святость е Главы Иисуса Христа и святость Духа святого.
Как усыхающие ветви на дереве не мешают ему зеленеть, цвести и приносить плоды, пока корень его цел, так и в Церкви грешные могут оживляться, очищаться и совершенствоваться.
Слайд 13. Непогрешимость Церкви покоится на ее святости.
Предмет непогрешимости Церкви – истины Божественного Откровения. То есть Церковь свята непогрешимым учением веры.
Хранителем непогрешимого учения в Церкви является самое Тело Церкви, т.е. народ.
Выражением непогрешимости Церкви служат Вселенские Соборы, представляющие собой всю Церковь Христову.
Слайд 14. СОБОРНОСТЬ (КАФОЛИЧНОСТЬ) ЦЕРКВИ
Церковь в славянском переводе Никео-Цареградского символа веры именуется «соборной», в греческом тексте – «кафолической».
Христианская Церковь издревле избрала это слово для обозначения одного из главнейших свойств церкви – для выражения ее вселенского характера.
Слайд 15. Церковь Христова должна обнять собою не один какой-либо народ, подобно Церкви Ветхозаветной, а все народы, весь род человеческий.
Но для кафоличности Церкви не требуется, чтобы она действительно обнимала весь мир и всех людей до единого.
Церковь распространилась и распространяется постепенно. Церковь кафолична не по количеству своих членов, а по своему назначению для всех народов и на все времена.
Слайд 16. Церковь Христову Апостол Павел сравнивает со зданием, строительство которого не закончено, оно продолжается: «Все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2.12).
Этот рост не только в смысле видимого, количественного расширения Церкви на земле: еще в большей степени это духовный рост, становление святых, наполнение небесно-земного мира святостью.
Слайд 17. Таким образом, кафоличность или соборность Церкви нужно понимать не в смысле арифметической и механической совокупности всех частей и членов, а в смысле мистической связи и духовно-нравственного общения всех частей и членов Церкви между собой и общим Божественным Главой.
Слайд 18. ЦЕРКОВЬ - АПОСТОЛЬСКАЯ
Есть две стороны апостольства Церкви:
→ историческая →
Церковь называется Апостольской, так как апостолы положили историческое начало Церкви.
→ внутренняя
Апостолы не только были, но и остаются в Церкви Христовой, пребывают в ней, продолжая быть духовным, хотя и невидимым, ее ядром.
Слайд 19. Апостолы сохранили и передали Церкви учение веры и жизни христианской в том виде, в каком они восприняли его от своего Учителя и Господа.
Апостолы установили по заповеди Господа священнодействия церковные.
Апостолы установили в Церкви благодатное преемство епископства.
Апостолы установили начала канонической жизни Церкви.
Слайд 20. Христос в другой раз на землю не приходил и кроме того учения, которое Он оставил апостолам, нового не приносил.
Поэтому Апостольство составляет самую существенную черту истинной Церкви Христовой.
Апостольство полностью нашло свое продолжение в земных наследниках богоносных апостолов – в святых отцах Церкви.
Где нет апостольского преемства, там не существует и истинной Церкви Христовой, даже если это общество называет себя христианами.
Слайд 21. ЦЕРКОВЬ КАК СОЮЗ ЛЮБВИ
«Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да все едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин.17,11,20,23).
В этих словах первосвященнической молитвы Христа определена сущность всего христианства: христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собою, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы.
Слайд 22. На Небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет Три Лица во едино Существо, в Триединого Бога, живущего триединой жизнью.
К этой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем и Христос молился Отцу Небесному: «Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет» (Ин.17,26).
Слайд 23. В своей прощальной беседе Христос говорил ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем уразумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13,34-35).
Это и есть начало церковного единения.
Слайд 24. «Павел требует от нас такой любви, которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро» (свт. Иоанн Златоуст).
Учение Христа есть учение не только о воссоздании нравственной личности, но и о воссоздании совершенной общественности, т.е. о Церкви.
Слайд 25. В естественном состоянии человека любовь не может быть принципом жизни и отношения к другим людям.
Всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Он соединяет всех, вливая в сердца любовь.
Христианская жизнь есть жизнь церковная, так как источник единения людей – Дух Святой, живущий в Церкви.
Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без церкви остается только одно христианское учение.
Слайд 26. ЦЕРКОВЬ – СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ
1. Истинная Церковь православная исповедует Никео-Цареградский Символ.
2. Истинная Церковь сохраняет чистое проповедание слова Божия, истолкование Священного Писания и Священного Предания.
3. Православная Церковь неизменно сохраняет непогрешительное учение древней Церкви вселенской и во всем пребывает верной.
Слайд 27. Из всех ныне существующих церквей только одна Восточно-православная Церковь всецело сохранила, без малейшего изменения, прибавления и убавления, Никео-Цареградский Символ и все вероопределения древних семи Вселенских Соборов.
Поэтому Восточно-православная Церковь является истинно православной Церковью.