Слайд 1. Третий Вселенский Собор (Ефесский) состоялся при императоре Феодосии II Младшем, в 431 г., в Ефесе. Память в Православной церкви 9 (22) сентября.
Слайд 2 (скрытый – дополнительная информация). Эфес - древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) (современная территория Турции). Население города достигало 200 тыс. жителей, и Эфес был вторым городом в Римской империи по размеру и значению после Рима. Согласно некоторым средневековым преданиям, в этом городе проживала свои последние годы дева Мария, мать Иисуса Христа. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей. С данной местностью связаны истории о семи спящих отроках и о житии Лазаря Галисийского. В 15 веке Эфес был окончательно заброшен. В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности города Сельчук, Турция. В музее Сельчука собраны уникальные находки из эфесских храмов.
Слайд 3. На Соборе председательствовали:
→ Святитель Кирилл Александрийский → (скрытый текст) 32 года возглавлял Александрийскую Церковь. Вел борьбу против ереси Новациана, Нестория, язычников и иудеев. Выступив против Нестория на III Вселенском соборе, был заключен в тюрьму императором Феодосием Младшим, затем освобожден; продолжил заседания собора, осудившего Нестория. Оставил многочисленные сочинения: толкования на Евангелие, пять книг против Нестория, труды о Пресвятой Троице и др. Память 9 (22) июня и 18 января (вместе с Афанасием Александрийским).
→ Ювеналий, патриарх Иерусалимский
→ Мнемон, митрополит Ефесский
Слайд 4. На Соборе присутствовало более 200 епископов.
Главным деятелем на Соборе был святитель Кирилл Александрийский.
Слайд 5. Этот Собор собирался против Константинопольского патриарха Нестория, который отрицал в Иисусе Христе соединение двух естеств – Божественной и человеческой.
Несторий считал воплощение Сына Божия простым обитанием Его в человеке Христе. По Несторию Бог с Христом соединился нравственно и обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл Христородицею, а не Богородицею.
Слайд 6. В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие.
Слайд 7. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.
Слайд 8 (скрытый – дополнительная информация). В Ефес прибыли Кирилл с 40 египетскими епископами, Ювеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней — просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Первое заседание было 22 июня в церкви Богородицы. Нестория приглашали на собор три раза. В первый раз он дал ответ неопределенный, второй раз отвечал, что придет, когда все епископы съедутся, а в третий — даже не выслушал приглашения. Тогда собор решил рассмотреть дело Нестория без него. Были прочитаны Символ Веры Никео-Цареградский, послания к Несторию, анафематизмы Кирилла и послания Нестория к Кириллу, его беседы и прочее. ←
Слайд 9. Патриарх Антиохийский Иоанн, прибыв в Ефесс вместе со всеми представителями Сирийской Церкви, в защиту Нестория составил отдельный собор. На этом соборе были прокляты святой Кирилл и Мемнон.
Святой Кирилл не стал отвечать проклятием на проклятие, а только объявил от лица большого Собора временное запрещение священнодейства и епископской власти Иоанну со всеми его сообщниками, пока он будет упорствовать в расколе. ↔
Спор был решен посредством унии в 433 г. и император Феодосий II утвердил Собор Кирилла. ↔
Слайд 10 (скрытый – дополнительная информация). Император Феодосий находился в большом затруднении, потому что неприязнь между собором и сторонниками Иоанна увеличилась в значительной степени. Епископ Берийский Акакий подал императору совет, удалив от соборных рассуждений Кирилла, Мемнона и Нестория, поручить всем остальным епископам пересмотреть вновь дело Нестория. Император так и поступил. Он послал в Ефес чиновника, который взял под стражу Кирилла, Мемнона и Нестория, и начал принуждать к согласию прочих епископов. Но соглашения не последовало. Св. Кирилл нашел случай из-под стражи написать клиру и народу константинопольскому, а также авве Далматию о происходящем в Ефесе. Авва Далматий собрал иноков константинопольских монастырей и вместе с ними при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Появление знаменитого Аввы, 48 лет не выходившего из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора. Он обещал утвердить решение собора. Затем в церкви, куда отправился авва Далматий с иноками, народ открыто провозгласил анафему Несторию. ↔
Слайд 11 (скрытый – дополнительная информация). Таким образом колебания императора кончились. Оставалось только привести сирских епископов в согласие с собором. Для этого император приказал спорящим сторонам выбрать по 8 депутатов и прислать их в Халкидон для взаимных рассуждений в присутствии императора. В эту депутацию со стороны православных вошли два Римских легата и иерусалимский епископ Ювеналий. Со стороны защитников Нестория — Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Но и в Халкидоне не было достигнуто соглашение, несмотря на заботы Феодосия. Православные требовали, чтобы сирские епископы подписали осуждение Нестория, а сирские не соглашались и не хотели принимать, как они выражались, догматов Кирилла (анафематизмов). Так дело и осталось нерешенным. Впрочем, Феодосий теперь перешел решительно на сторону православных епископов. По окончании халкидонского совещания он издал указ, в котором приказал всем епископам возвратиться на свои кафедры, в том числе и Кириллу, а Нестория еще прежде удалил в Антиохийский монастырь, из которого он прежде был взят на константинопольскую кафедру. Преемником Нестория православные епископы поставили Максимилиана, известного своей благочестивой жизнью. ←
Слайд 12 (скрытый – дополнительная информация). Восточные епископы, во главе с Иоанном Антиохийским, отправляясь из Халкидона и Ефеса на свои кафедры, по дороге составили два собора, один в Тарсе, на котором снова осудила Кирилли и Мемнона, и другой в Антиохии, на котором составили свое исповедание веры. В этом исповедании было сказано, что Господь Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в Нем единства Божества и человечества, Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Таким образом, восточные отцы отступили от своих несторианских воззрений, но от лица Нестория не отказались, почему разделение между ними и Кириллом продолжалось. Император Феодосий не терял все-таки надежды примирить церкви и поручил исполнить это своему чиновнику Аристолаю. Но только Павлу, епископу Эмесскому, удалось примирить отцов сирских с александрийскими. Он убедил Иоанна Антиохийского и других сирских епископов согласиться на осуждение Нестория, а Кирилла Александрийского — подписать Антиохийское исповедание веры. Кирилл, видя, что это исповедание православное, подписал его, но не отказался и от своих анафематизмов. Таким образом мир был восстановлен. Император утвердил это исповедание и принял окончательное решение относительно Нестория. Он был сослан (435 г). в один оазис в египетских пустынях, где и умер (440 г.). ←
Слайд 13. Вместе с заблуждениями Нестория на Третьем Вселенском Соборе была осуждена и появившаяся на западе ересь пелагианская. Пелагий отрицал первородный грех, умаляя значение благодати Божией в деле спасения и приписывая все заслуги добродетельной жизни и собственным силам человека. В дальнейшем своем развитии пелагианство вело к отрицанию нужды в искуплении и самого искупления. →
Слайд 14 (скрытый – дополнительная информация). Пелагий, родом из Британии, не принимая иночества, вел строгую аскетическую жизнь, в результате чего впал в духовную гордость и ересь. Для распространения своего лжеучения Пелагий прибыл в Рим, а затем в Карфаген, но здесь встретил сильного противника в лице знаменитого учителя западной церкви, блаженного Августина. Испытав собственным тяжким опытом немощь воли в борьбе со страстями, Августин со всей силой опровергал ложное учение гордого британца и раскрыл в своих творениях, какое великое значение имеет божественная благодать для делания добра и достижения блаженства. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только было подтверждено Третьем Вселенским Собором.↔
Слайд 15. На III Вселенском Соборе было изложено 8 канонов:
→ Первые 6 правил, касаются вероисповедных вопросов, направленных против учения Нестория. → (скрытый текст) Собор кроме Нестория в своём определении осуждает Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
→ 7-е правило говорит о том, как следует хранить неповреждённой никейскую веру. → (скрытый текст) Собор утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.
→ 8-е правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви. → (скрытый текст) Антиохийская кафедра оспаривала автокефалию Кипрской Церкви и притязала на юрисдикцию над Кипром.