Презентация из цикла "Священная Библейская история Ветхого Завета" о творении Богом мира и человека по учебнику архиепископа Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского (3,9 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ".
Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этой серии можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Послайдовое содержание презентации.
Слайд 2. Джеймс Тиссо. Сотворение мира. Творение Богом мира и человека Книга Бытия → Бог – Творец → Ангельский мир → Материальный мир → Слайд 3. Свиток. Книга Бытия. Эта книга называется так потому, что повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию. Слайд 4. Моисей пишет Книгу Бытия. Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Скрытый текст: Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать. Слайд 5. Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.
↓ Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.
↓ Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.
↓ В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа. Слайд 6. Айвазовский И.К. Сотворение мира. Хаос. Бог – Творец мира и человека. Слайд 7. Фотография природы. Красота, гармония, разнообразие… Скрытый текст: Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Слайд 8. Фотография космоса. «Космос» – красота, порядок. Скрытый текст: Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космоc (kosmos), что значит красота, порядок. Слайд 9. Познание мира – познание Творца. Скрытый текст: Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирового Разума. Слайд 10. Икона «Троица». Прп. Андрей Рублев, первая половина 15 в. Творец мира и человека – Бог. Скрытый текст: Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом. Слайд 11. Книга Библии. Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира. Слайд 12. Айвазовский И.К. Сотворение мира. Время – форма бытия материального мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1), - говорит бытописатель Моисей. Скрытый текст: В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать – с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира. Слайд 13. Фотография Земли из космоса. Причина происхождения мира – воля Бога. Скрытый текст: Бог является естественной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Слайд 14. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа. Слайд 15. Гюстав Доре. Сотворение света. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин.1,1). И вот «…Он, - по словам боговдохновенного псалмопевца, - сказал – и сделалось, Он повелел – и явилось» все (Пс.32,9). Скрытый текст: По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица. Слайд 16. Мир сотворен из ничего. Скрытый текст: Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова «из ничего», но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего могущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы. Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени. Слайд 17. Небесные силы (фрагмент росписи стены Михайловского Златоверхого собора в Киеве). Ангельский мир. Слайд 18. Коллаж – земля и небо. Бог создал два мира: небесный, земной. Скрытый текст: О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире. Слайд 19. Священник Александр Егоров. Силы Небесные. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Скрытый текст: Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38,7). Слайд 20. Рисунок Ангела. Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Слайд 21. Гюстав Доре. Ангельская феерия («Потерянный рай»). Число ангелов очень велико. Слайд 22. Гюстав Доре. «Потерянный рай». По своим совершенствам ангелы не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Скрытый текст: Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира. Слайд 23. Гюстав Доре. «Потерянный рай». Все ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. Слайд 24. Гюстав Доре. «Потерянный рай». И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу…
↓ …сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Слайд 25. Гюстав Доре. «Потерянный рай». Архангел Михаил – вождь Ангелов, оставшихся верными Богу…
↓ …низвергнул всех злых ангелов в ад, т.е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия. Слайд 26. Гюстав Доре. «Потерянный рай». Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное…
↓ …и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда. Слайд 27. Фотография Земли из космоса. Материальный мир. Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Скрытый текст: Еврейское слово день (иом) – означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени. Слайд 28. Чюрленис М.К. Сотворение мира. Первый творческий Божественный акт – первоматерия. ↓ Из первоначальной материи – ↓ все формы бытия. Слайд 29. Чюрленис М.К. Сотворение мира. Первоначальное состояние новосозданной материи Моисей называет:
↓ землею (скрытый текст: потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии)
↓ бездной (скрытый текст: указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза)
↓ водою (скрытый текст: означая этим неустойчивость, подвижность, разреженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи)
↓ невидимой (скрытый текст: в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми она наблюдается теперь)
↓ неустроенной (скрытый текст: В смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии («земля же была безвидна и пуста» (Быт.1.2)) Слайд 30. Чюрленис М.К. Сотворение мира. Над бездной праматерии была тьма. Скрытый текст: Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследуемая и «вглубь», и «вширь». Слайд 31. Айвазовский И.К. Сотворение мира. «И Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Скрытый текст: Этими словами бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Божий – готовил это первозданное вещество к дальнейшим творческим Божественным актам. Слайд 31. Айвазовский И.К. Сотворение мира. Скрытый текст: И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжении шести дней, или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (Прем.11,18).