Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (3,4 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Византия и Древняя Русь
Русь находилась с Византией в тесных отношениях более пяти столетий. Русские купцы вели активную торговлю с Константинополем. На Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Между Русью и Византией заключались договора. Но самым значительным результатом взаимоотношений между государствами стало Крещение Руси. "Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы...", — рассказывали послы князя Владимира. Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны веры. Из Византиии на Русь доставлялись первые книги. Первые храмы на Руси строили греческие мастера. Одна из драгоценнейших святынь Русской земли — Владимирская икона Божией Матери — привезена из Византии. Как пишет византолог Г. Литаврин, пренебрежение к истории Византии и ее наследию есть отречение от одного из родников древнерусской культуры, от своих корней.
Византия и славяне
История славян в своих истоках во многом связана с историей Византии. До XII века Византия являлась самой могущественной страной Европы и Ближнего Востока. Византия оказала огромное влияние на культурное развитие славянских народов, принявших от нее православие. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий судьба самой Византийской империи в значительной степени зависела от славян. Славян-язычников византийцы называли варварами. Варвар в переводе с греческого языка означает ‘чужеземец’. Варварами назывались не только славяне, но и другие окрестные народы, которые то нападали на Византию, то испытывали сами силу византийских войск.
Походы славян на Византию
Славяне угрожали могуществу Византии на северных и северо-западных ее границах. С середины VI века походы славян за Дунай на Византию становятся почти регулярными. В столкновениях с византийскими войсками славянские дружины совершенствовались в военном искусстве, старались закрепиться в приморских гаванях. Византии не раз приходилось откупаться от воинственных соседей. Стремясь спасти империю от разорительных набегов славян, византийские императоры привлекали к себе на службу славянские дружины. Константинополь, столица Византийской империи, был в то время крупнейшим торговым центром. Между славянами и Византией существовала очень развитая торговля. Но главный результат славяно-византийских взаимоотношений - это принятие славянами через православие и православную культуру богатейшего духовного наследия Византии.
Осада россами Константинополя
Об этом нашествии славян на столицу Византийской империи сохранились сведения как в «Повести временных лет», так и в византийских источниках. Нестор-летописец считает, что этот военный поход возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Греческие источники имен этих князей не называют, но связывают это событие с последовавшим за ним крещением многих россов и заключением мирного договора Руси с Византией. 18 июня 866 года, когда император Михаил III со своим войском и флотом находился в военном походе против арабов, у стен Константинополя вдруг появились корабли «свирепого варварского народа росс». Не встречая сопротивления, россы высадились на берегу залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности столицы Византии. Затем они стали готовиться к осаде городских стен.
Патриарх Фотий об осаде Константинополя
Очевидец этих событий патриарх Константинопольский Фотий подробно описал, как нападали россы и как был спасен Константинополь. Набег случился в один из прекрасных тихих летних вечеров, когда жители столицы Византии любовались красотами морских заливов и совершенно не ожидали такого испытания. Двести кораблей россов подошли к Константинополю столь неожиданно, что не было, казалось, никаких надежд на спасение. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, — писал патриарх Фотий, — а заря бытия нашего поглощалась глубоким страхом смерти. Вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только на Бога». Оставив свое войско в Малой Азии, император Михаил с большим трудом пробрался в осажденный город. Опасность нарастала с каждым часом. «Тогда мы, — писал патриарх Фотий, — оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего. Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновенно призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою». Патриарх взял из древнего Влахернского храма Ризу Богоматери, крестным ходом обнес ее вокруг стен города и после усердных всенародных молитв опустил край Ризы в воды морского залива. После этого 25 июня россы внезапно сняли осаду и, по словам патриарха Фотия, так же неожиданно удалились, как и пришли.
«Повесть временных лет» об осаде Константинополя
Летописец Нестор был хорошо знаком с греческими письменными источниками, повествующими об этом набеге россов на Византию. Спасение Константинополя он описывает, используя повествование греческого историка Георгия Амартола. Рассказав, как всю ночь в церкви люди молились Божией Матери и затем погрузили край Ризы Богородицы в море, летописец Нестор продолжает: «Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой». Жители столицы Византии считали Богоматерь покровительницей их города.
Дипломатическое признание Руси
Историкам, которые не могут поверить в чудесную защиту Божией Матери, хочется найти земные причины спасения Константинополя от россов в 866 году. В некоторых источниках они находят указание на то, что нападавшие получили большой выкуп и вскоре между Византией и Русью начались дипломатические переговоры. Русское посольство в Константинополе заключило первый в истории Руси долговременный договор с греками о мире, и даже много лет спустя на этот договор ссылались греки и русские при заключении других мирных договоров. Этот договор означал, что Византия признает Русь как государство.
Фотиево крещение
Почему в истории славяно-византийских взаимоотношений особое внимание историков привлекает нападение россов на Константинополь в 866 году? Да потому, что наступившее после осады города перемирие привело не только к заключению долгосрочного мира, но и ко крещению россов. В исторической литературе это событие получило название «Фотиево крещение», потому что оно было при патриархе Фотии и совершено его посланниками. Иногда это событие называют первым крещением киевских россов или первым крещением Руси. Как указывается в одном из греческих источников, «немного времени спустя после нападения славян от россов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено». Посмотрим, как патриарх Фотий характеризует враждебных россов, нападавших на Византию, и как говорит о принятии ими христианства в своем послании, написанном спустя шесть лет после осады столицы империи. Вот первая характеристика: «Народ неименитый, народ считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как волна».
Крещение Болгарии
В 869 году крещение приняла Болгария. Патриарх Фотий, обращаясь ко всем христианам Востока по случаю крещения болгар, писал, что не только болгарский народ переменил прежнее язычество на веру во Христа, но даже и «многими многократно прославленные и в жестокости всех превосходящие» россы переменили язычество на чистую и неподдельную христианскую веру. «И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью». Точных указаний, где именно совершено было крещение россов, не сохранилось. Число принявших христианство по некоторым источникам исчислялось двумястами семьями. После этого события еще более столетия на Руси господствовало язычество. Но «Фотиево крещение», конечно же, не осталось бесследным. Земля Русская постепенно засевалась семенами веры христианской, и крещение россов в Константинополе является одной из самых важных вех предыстории Крещения Руси.
Русские книги в Крыму
В жизнеописании святых братьев Кирилла и Мефодия сообщается, что Константин Философ нашел в Крыму Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами. Ученые написали тысячи страниц, пытаясь определить, что это были за русские буквы, когда у славян, как предполагается, еще не было письменности? Это еще одна историческая загадка. Константин Философ нашел то, что искал. А искал он начатки или следы письменности славян, устную речь которых прекрасно знал с детства. Может быть, Константин сравнивал найденные тексты начальных опытов славянской письменности со своими опытами славянской грамоты? Путешествие Кирилла через Крым происходило в конце 861 года или даже в начале 862 года. А в следующем, 863 году, Кирилл и Мефодий отправились в Моравию с возложенной на них миссией, в результате которой, как принято считать, родились славянская азбука и славянская письменность. Не следует забывать, что Кирилл был учеником патриарха Фотия, который, как мы знаем, не только описал страшное нападение россов на Константинополь, но и засвидетельствовал принятие ими крещения. Византия постепенно уступала Руси в военном и экономическом могуществе, но все больше привлекала славян своей духовной культурой. В 60-х годах IX века некоторые знатные жители Киева уже были христианами, а в начале X века в Киеве стоял храм во имя пророка Илии. Христианство связывало дружбой Русь и Византию. Но от крещения россов в Константинополе до принятия христианства всей Русской землей должно было пройти еще больше столетия.