Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (4,4 Мв, pptх).
Автор: "Свѣточъ"
Ссылка на скачивание открывает папку «Программа Плёсково» на Яндекс-Диске. Можно скачать все содержимое одним архивом или выбрать необходимые файлы.
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Владимир – Красное солнышко
Владимир Красное Солнышко — сын Святослава, внук княгини Ольги. Он сделал выбор в пользу православной веры и привел Русь ко крещению. По словам митрополита Иллариона, князь Владимир «возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство».
Его княжение отмечено не только крещением Руси, важнейшим событием в ее истории, но и ростом ее международного авторитета. Князь Владимир успешно боролся с нападением печенегов, создал на рубежах Киевской земли ряд городов-крепостей.
Русская Православная Церковь прославляет Владимира как святого и равноапостольного князя. Память его совершается 28 июля.
Святослав и его сыновья
Князь Владимир был сыном воинственного Святослава, внуком Игоря и Ольги. Беспокойное княжение Святослава продолжалось двадцать восемь лет. Летописец говорит о Святославе, что ходил он на неприятеля с быстротою барса, в походах не возил с собой ни котлов, ни обозов, питался мясом диких зверей, не боялся ни холода, ни ненастной погоды, спал в походах под открытым небом, а в изголовье клал седло. Отправляясь в поход, он не нападал неожиданно, а предупреждал противника: «Хочу на вы идти!». Святославу же принадлежат слова, сказанные перед неравной битвой своим воинам: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам будет». У этого отважного полководца, погибшего в одном из военных походов, осталось три сына: в Киеве — Ярополк, в древлянской земле — Олег, а в Новгороде — Владимир. Это славянское имя означает — владеющий миром. Погиб князь Святослав в 972 году, когда старшему из его сыновей Ярополку было едва ли более пятнадцати лет. Владимиру же было около двенадцати лет.
Ссора между сыновьями Святослава
В Древней Руси княжеские заботы на наследников великих князей ложились из-за безвременной кончины отцов очень и очень рано. Лет в пятнадцать или даже раньше сын князя мог уже оказаться самовластным князем, поэтому княжеского сына садили на коня с младенческих лет. Отрок-князь в девять-десять лет уже мог участвовать в военных походах отца. Из-за малолетства князей управлять княжеством помогали бояре. Не без помощи воевод и бояр между сыновьями Святослава возникла усобица. Ярополк пошел против Олега. При бегстве со своей дружиной Олег упал с моста и погиб, задавленный падавшими на него пешими и конными воинами. Огорчился Ярополк, но ничего уже поделать не мог. Узнав о смерти Олега, Владимир решил отомстить Ярополку и отправился за помощью к варягам. «Не я зло начал, мне должно за кровь невинную мстить и себе снискать безопасность», — так оправдывал себя Владимир-язычник, готовясь выступить против Ярополка.
Как Владимир занял великокняжеский стол
Перед походом на Ярополка Владимир послал в Полоцк к князю Рогвольду требование отдать ему в жены его дочь Рогнеду. Рогнеда же объявила, что хочет быть женою князя Ярополка, а не Владимира, рожденного от Святослава Малушей - служанкой Ольги. А о Владимире презрительно сказала, что не хочет разуть от рабыни рожденного (снять обувь — значило выразить покорность Владимиру как мужу). Раздраженный таким гордым ответом, Владимир захватил Полоцк, лишил жизни Рогвольда и его сыновей, а Рогнеду взял в жены против ее воли. Затем, собрав большую воинскую силу, Владимир пошел на Киев. Ярополк не решился вступить в битву. Обманом и коварством с помощью предателей Владимир выманил Ярополка, и варяги мечами поразили его. Покончив с братом, Владимир занял княжеский стол в Киеве.
«И поставил Владимир кумиров на холме»
Такими словами «Повесть временных лет» приближает нас к описанию того поворотного момента в русской истории, когда язычество должно было уступить место христианству. В Киеве уже давно были христиане, в православных храмах совершались службы церковные, частыми гостями бывали греки-христиане. Но князь Владимир вдруг стал усиливать языческое кумирослужение. Назревало открытое столкновение язычества с христианством. Владимир велел поставить деревянные изображения шести языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В начале XX века при раскопках древней церкви в Киеве археологи обнаружили постаменты, на которых стояли эти идолы. Несколько кумиров Владимир отправил в Новгород со своим дядей Добрынею. Перун стал возвышаться не только над Днепром, но и над Волховом.
Смерть варягов-мучеников
По случаю военных побед у славян-язычников всегда совершались особо торжественные жертвоприношения перед кумирами. «В 983 году, — пишет летописец Нестор, — пошел Владимир против ятвягов и победил ятвягов, взяв их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими». На этот раз старцы и бояре потребовали человеческой жертвы: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий пал на христианского юношу-варяга Иоанна, прекрасного лицом и душой. Когда княжеские люди пришли за Иоанном и стали требовать обреченного на смерть юношу, то услышали твердый отказ его отца, варяга Феодора: «У вас не боги, а дерево. Сегодня стоят, а завтра сгниют». И стал отец-христианин говорить язычникам о Боге, Которому поклоняются православные греки. Этот Бог сотворил гром, молнию, ветер, светила, которых язычники почитают как богов. Посланные рассказали обо всем этом народу, и тогда рассвирепевшая толпа язычников пришла к дому варягов-христиан. Народ стал кричать Феодору: «Дай сына своего, да принесем его богам!». «Если боги они, — отвечал Феодор, — то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем служите им?». Тогда язычники подрубили сени дома варягов-христиан, убив при этом и отрока Иоанна, и отца его Феодора. Громко прозвучала в этот день в Киеве проповедь христианства. А кумирослужители не смогли ответить на вопросы христиан. «Самые важные из них были вопросы о начале мира и о будущей жизни», — писал замечательный русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своем сочинении «История России с древнейших времен». Вместо ответа язычники расправились с христианами. А мученическая смерть христиан, как свидетельствует история христианства, может сильно изменить жизнь того, кто становится свидетелем их подвига. На месте убиения отрока Иоанна и отца его Феодора князь Владимир после своего обращения в христианство велел соорудить церковь. Это была знаменитая Десятинная церковь в честь Успения Богородицы. В 1908 году археологи, делавшие раскопки у алтарной части храма, нашли остатки деревянного сруба дома варягов-христиан. Некоторые историки высказывают догадку, что именно смерть киевских первомучеников Иоанна и Феодора сильно подействовала на князя Владимира и заставила его сомневаться в истинности языческой веры отцов.
Таинственное обращение
Как из ревностного язычника князь Владимир стал распространителем христианства на Руси? Почему он не только сам выбрал новую веру, но и весь свой народ призвал ко крещению? Только ли государственная мудрость руководила им или перемена произошла прежде всего в его сердце? Многие исследователи родной истории размышляли над этими вопросами, делали различные сравнения и выводы, искали подтверждения своим догадкам в источниках. Исторические исследования, конечно, не в силах полностью раскрыть нам тайну обращения Владимира в христианство. Но свидетельства древнерусских писателей, живших в то время, когда по Русской земле еще ходили современники князя Владимира Красное Солнышко, помогут нам хотя бы немного прикоснуться к этой тайне.
Проповедники из разных стран приходят на Русь
«Повесть временных лет» в записи от 986 года рассказывает, как к Владимиру стали приходить различные веропроповедники. Приходили они из разных стран, и каждый из них старался склонить великого князя в свою веру. Язычество на Руси в конце X века отмирало, а душа требовала веры. Подметили окрестные народы, что Русская земля ищет Бога, и стали посылать своих миссионеров. Сначала с князем Владимиром беседовали мусульмане, потом его убеждали посланцы римского папы, а затем рассказывали о себе иудеи из Хазарии.
Речь Философа
Пришел к Владимиру и греческий миссионер из Византии. Нестор-летописец именует его философом, то есть учителем любомудрия. Православный проповедник красноречиво представил князю Владимиру священную историю христиан, веру и обычаи церковные и, наконец, призывая Владимира к покаянию, рассказал о будущем Страшном суде. При этом он показал князю икону с изображением Страшного суда Христова. Жившие по правде были изображены справа и радостно шествовали в рай. Слева стояли грешники, обреченные на вечные муки. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», — вздохнув, сказал князь Владимир. «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись», — предложил философ христианский. «Подожду еще немного», — ответил князь. Вера только еще созревала в его душе.
Митрополит Илларион об обращение князя Владимира
Киевский митрополит Илларион был современником сына князя Владимира — Ярослава Мудрого. В присутствии самого князя Ярослава и супруги его княгини Ирины митрополит Илларион говорит похвальное слово просветителю Руси — «Слово о Законе и Благодати». Проповедник был потрясен глубиной и загадочностью обращения Владимира. Причину обращения он видит как в духовной одаренности князя, так и в благодатном озарении. «Как ты уверовал? — восклицает митрополит Илларион. — Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному?». И отвечает: «Пришло на него всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Возгоревшись духом, князь Владимир, по словам митрополита Илариона, «возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство». Немногим более тридцати лет прошло со дня кончины князя Владимира, когда перед всем народом говорил митрополит такие слова о нем. Разве мы не слышим в них живое свидетельство о чудесной перемене в жизни как самого Владимира, так и всей Руси?!
«Похвала князю Владимиру» монаха Иакова
Примерно через двадцать лет после замечательной проповеди митрополита Илариона киевский монах по имени Иаков составил свое похвальное слово просветителю Руси. Сочинение монаха Иакова было найдено в прошлом столетии. Начинается оно так: «Память и похвала князю русскому Владимиру, как крестился Владимир и детей своих крестил и всю землю Русскую от конца и до конца». Монах Иаков указывает еще одну причину обращения князя Владимира в христианскую веру. Слышал Владимир о бабке своей Ольге, как она ездила в Царьград и приняла там крещение и как жила после этого добродетельной жизнью. Тогда и сердце Владимира разгорелось ко крещению. Господь же, видя хотение сердца его и провидя доброту его, просветил сердце князя Русской земли Владимира принять святое крещение. Недаром великая княгиня Ольга день и ночь молилась об обращении в христианскую веру своего сына, своих внуков и всего русского народа. И если Святослав, сын ее, не сумел последовать ее примеру, то при Владимире исполнилось желание сердца мудрейшей из людей.