Слайд 1. Второй Вселенский Собор (I Константинопольский) состоялся при императоре Феодосии I Великом, в 381 г., в Константинополе.
Слайд 2. На Соборе председательствовали:
→ Мелетий Антиохийский → Епископ Мелентий, соединявший ревность к Православию с духом христианской кротости, скончался вскоре по открытии Собора. Его смерть открыла простор страстям.
→ Григорий Назианзин (Григорий Богослов) → Разбушевавшиеся страсти принудили святого Григория Назианзина отказаться и от участия в Соборе, и от Константинопольской кафедры.
→ Нектарий → Преемник Григория Назианзина на Константинопольской кафедре.
Слайд 3. Собор продолжался три года в присутствии 150 епископов.
Главным деятелем на Соборе был святой Григорий Нисский, соединявший в себе обширную ученость, высокий ум и святость жизни.
Слайд 4. Этот Собор собирался против Константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев, считавших Сына только подобосущным Отцу, а Святого Духа первым творением и орудием Сына.
Арианство: Сын не единосущен Отцу, Сын есть творение Отца.
Полуарианство: Сын только подобосущен Отцу.
Духоборство: Святой Дух не есть третье Лицо Троицы, а лишь первое творение и орудие Сына.
Слайд 5. Собор также разбирал следующие вопросы:
→ аномеев, последователей Аеция и Евномия, учивших, что Сын не подобен Отцу, но иной с Ним сущности;
→ последователей Фотина (Сремского), возобновившего савеллианство;
→ Аполлинария (лаодикийского), учившего, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души, которую заступило Божество Слова.
Слайд 6. В числе оппозиции стояли два Евсевия, Никомидийский и Кесарийский, с Феогнидом, епископом Никейским.
Слайд 7. Итоги Собора:
→ был нерушимо утвержден Никейский Символ Веры; →
→ к Символу присоединены последние пять членов; → против ереси духоборцев, воздвигнутой Македонием
→ осуждена ересь Аполлинария;
→ Константинопольский епископ приравнен к прочим экзархам;
→ принята форма церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния. → Одних через крещение, других через миропомазание, смотря по важности заблуждения.
Слайд 8. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.