Презентация о возникновении, развитии и типах житийных икон (4,3 Мв, pptx).
Разъяснения и дополнительные сведения размещены в заметках к слайдам.
Автор: "Свѣточъ"
Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этого раздела можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) из папки «Иконография» на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
К слайду 1: С самых ранних времен для церковного искусства важное значение имело два момента: богословский и информативный. Древние росписи служили своего рода «лицевой Библией». Однако икона воспринималась не просто как иллюстрация слова, а была эквивалентом слова, являлась одним из богословских языков (к тому же общего для разных народов). Искусство иконописания и богословское осмысление иконы были тесно взаимосвязаны между собой. - Свт. Василий Великий (IV в.): «Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения». - Из письма святого Нила Синайского (IV-V вв.) префекту Олимпиодору, построившему храм и собиравшемуся расписать его жанровыми сценами и декоративными сюжетами: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимое невидимому» (Письмо IV. 58) - Свт. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский (VI в.): «Изображения употребляются вхрамах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». - Прп. Иоанн Дамаскин (VII-VIIIвв.): «Изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха - слово, это же для зрения - изображение; при помощи ума мы вступаем в единение с ним». «Если к тебе придет один из язычников, говоря: покажи мне твою веру... ты отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений». - 6-е деяние Седьмого Вселенского Собора (787 г.): «Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча через изображение». - Прп. Феодор Студит (VIII-IX вв.): «Что в Евангелии изображено посредством бумаги и чернил, то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала».
К слайду 2: Необходимость зрительного показа библейских событий для неграмотных требовала последовательного изложения Священного Писания. Это понуждало церковных художников искать способы передачи подобных композиций на плоскости иконы. - Из послания святого Кирилла Александрийского (IV в.) к Акакию, епископу Скифопольскому: «Не пожелал ли бы всякий из нас видеть изображаемую на доске историю Авраама, как бы ни изобразил ее живописец: вместе ли на одной картине все, что сказано (в Библии), или по частям и отдельно, и, следовательно, одного и того же (Авраама изобразил бы) несколько раз и с разных сторон…». К слайду 7: В IX в. в Византии появляется новая форма икон – житийные. Теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображен святой или праздничное событие. Здесь существенную роль сыграла та православная традиция, которая стремилась увидеть земные, конкретно происходящие события, в единой взаимосвязи с миром Горним, миром святых и ангелов. Если средняя часть иконы трактуется как «окно» в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Именно поэтому элементы изображения средника (нимб, край одеяния, атрибут в руках персонажа) часто выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя). - Житийные иконы в большинстве своем имели большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освященных в честь праздников или изображенных на них святых. Особо много житийных икон создавалось в на рубеже XII и XIII веков. Большинство из них происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае.
К слайду 9: Клейма на житийных иконах прочитываются слева направо, без учета того, что в среднике расположен центральный образ. К слайду 10: Особенно широкое распространение в России житийные иконы получают с XVI века. - Уникальна передача времени в иконе. Сюжеты его земной жизни разворачиваются во времени и в пространстве: показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей... Однако земные пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображен палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения. - Житийная икона показывает на клеймах не только земную жизнь святого, но и чудеса, происшедшие после его смерти. Тем самым открывается сущность всей жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике изображен как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма — как венок Славы.
К слайду 11: Есть иконы житийного типа, в клеймах отображающие земную жизнь Спасителя. К слайду 12: Существуют и житийные иконы Пресвятой Богородицы. К слайду 13: Бытийные, потому что иллюстрируют события Книги Бытие (+ Исход). Средник иконы "Гостеприимство Авраама" основан на тексте Ветхого Завета о посещении праведника Авраама Господом в образе трех ангелов. В клеймах представлены события Ветхозаветной истории: сотворение мира, человека, рождение греха, изгнание Адама и Евы из Рая и другие сюжеты. Все Три Лица Троицы Единосущной и Нераздельной - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой участвуют в сотворении и бытии мира. Через ветхозаветные прообразы раскрывается и утверждается Троичность Бога. Подобные иконы, изображающие "деяния" Святой Троицы, получили распространение во второй половине XVI века. К слайду 14: Иконы двунадесятых праздников, с клеймами праздников года. К слайду 15: Житийные иконы могут изображать не только святых, но и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Такие иконы называются обычно «со сказаниями» или «с чудесами» и повествуют об истории данной иконы. К слайду 16: Акафистными называют иконы, на клеймах которых изображены сцены, иллюстрирующие кондаки и икосы акафистов Пресвятой Богородице.
К слайду 17: На рубеже XV-XVI вв. Дионисий создал несколько житийных икон, ставших классическими образцами этого жанра и эталоном для иконописцев последующих поколений. Лучшие его иконы - это образы святителей московских Петра и Алексия. Икону "Святитель Петр с житием" Дионисий написал для Московского Успенского собора, где покоились мощи первого московского митрополита. Икону "Святитель Алексий с житием" он написал для Чудова монастыря, где был захоронен митрополит Алексий. Обе иконы довольно крупного размера, лаконизм средника гармонично сочетается с клеймами, каждое из которых отличается четкостью композиции, хорошо прочитывается на расстоянии. Колорит икон светлый и праздничный, создающий возвышенное настроение. Это образ небесного торжества святого, прославленного в своем служении Богу. К слайду 18: Церковная живопись, в частности и икона, оказывается зеркалом, отражающим духовное состояние времени. По словам свв. отцов: «наши изображения согласуются с нашей верой, а наша вера — согласна с нашими изображениями». - Как писал Л.А. Успенский, веру можно исказить не только словом, но и кистью. - С конца 16-го – начала 17-го веков икона как феномен богословской мысли начинает растворяется в эстетической стихии иконописания. - Развитие житийного жанра в иконе ведет к разрастанию количества клейм, к их измельчению, к сюжетным перегрузкам. Внимание зрителя переключается со средника на клеймы, в композицию которых включается все больше подробностей и деталей. Из лаконичного строго структурированного текста икона превращается в многословный рассказ. Такая икона становится уже не столько моленным образом, сколько книжкой с картинками, которые интересно разглядывать. Художники вместо средника начинают рисовать то же клеймо, но большое. Икона теряет свою центрированность, а в конечном счете - духовную концентрацию.
К слайду 19: Иконописец все больше ощущает себя живописцем, нежели богословом. Стараясь следовать канону, он все же редко удерживается, чтобы не разнообразить композицию, не внести новых деталей, не украсить как-то по-особому фон или одежды. В результате чего икона получает яркое и запоминающееся решение, воздействуя на зрителя посредством внешней красоты, а не внутренним откровением. Со временем декоративное начало будет преобладать над символическим. - На полях икон часто можно увидеть тексты, поясняющие изображение, словно иконописец не доверяет образу. - Иконописный канон перестает восприниматься как внутренний стержень, а превращается в некую иконографическую схему. К слайду 20: К XVIII веку искусство иконописи становится профессиональным и цеховым. Из сакрального образа икона превращается в предмет купли-продажи, из мира богословов икона переходит в мир торгово-ремесленнических отношений. - Взаимосвязь слова и образа окончательно разрушается. Икона не воспринимается больше как эквивалент слова, а только как его иллюстрация. В многословии эпоха теряет концентрированность духа, не слышит Слово, в многообразии живописи теряет Образ. - Начавшийся в XVII веке процесс перерождения иконы в религиозную картину завершился окончательно к рубежу XVIII-XIX вв. К слайду 21: На рубеже ХIХ-ХХ веков реставрационное открытие иконы начинает новый процесс поиска образа. Первое, что поразило в древней иконе - цвет и свет. С этого началось богословское осмысление и возвращение к иконе. - В наше время началось возрождение иконы и соединение двух линий, долгое время развивавшихся параллельно - искусство иконописания и богословское осмысление иконы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]