Презентация о новомучениках Оптинских - иеромонахе Василий и иноках Трофиме и Ферапонте (4 Мв, pptx).
Автор: Титова Г.А., учитель русского языка, литературы и ОПК МБОУ «Средняя школа №4» г.Кольчугино Владимирской области
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Титовой Галины Анатольевна можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как выборочно, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
2 слайд. Ранним Пасхальным утром, 18 апреля 1993 года, в Оптиной Пустыни мученическую кончину приняли трое насельников обители - иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт.
3 слайд. ИЕРОМОНАХ ВАСИЛИЙ ИГОРЬ РОСЛЯКОВ (1960 г.р.) Приехал в Оптину 17 октября 1988 года. 23 августа 1990 г. был пострижен в монашество, а через 3 месяца рукоположен во иеромонаха.
4 слайд. ИНОК ТРОФИМ ЛЕОНИД ТАТАРНИКОВ (1954 г.р.) Приехал в Оптину в августе 1990 года и обрел здесь то, что долго искала его душа. Через полгода был принят в число братии, а 25 сентября 1991 г . пострижен в иночество.
5 слайд. ИНОК ФЕРАПОНТ ВЛАДИМИР ПУШКАРЕВ (1955 г.р.) Мечтал о монашестве, в Оптину пришел пешком летом 1990 года. На Кириопасху 1991 г. был одет в подрясник, через полгода - на Покров Богородицы - пострижен в иночество.
6 слайд. Пасхальное утро Оптиной пустыни пронзил кипящий слезами крик молодого послушника: "Братиков убили! Братиков!.." Обагрилась кровью многострадальная земля, обагрилось и небо над монастырем, что видели в этот час, не зная о происшедшей трагедии, многие.
7 слайд. "Пасха красная, Господня Пасха", славимая в стихирах этого праздника праздников и торжества из торжеств, стала в буквальном смысле слова красной.
8 слайд. Непростая эта земля. Всей России известен маленький городок Козельск, жители которого семь недель - до последнего оставшегося в живых - держали оборону против отрядов хана Батыя. "Злым городом" прозвали татары Козельск.
9 слайд. А в XIV-XV веках в пяти километрах от города возникла Оптина пустынь, которая к XIX веку стала, по словам священника-ученого Павла Флоренского, "духовным фокусом русской жизни".
10 слайд. Сюда стекались для утешения и руководства лапотные крестьяне и виднейшие люди страны. Здесь бывали Жуковский и Тургенев, Чайковский и Рубинштейн, братья Киреевские и Сергей Нилус, граф Лев Толстой и великий князь Константин Романов.
11 слайд. Гоголь называл Оптину «близкой к небесам»; Достоевский, имея в виду преподобного Амвросия Оптинского, пытался в "Братьях Карамазовых" осознать, что такое старчество для России.
12 слайд. Богоборческий ХХ век тщился изничтожить старчество вместе с верой. Оптина была нещадно разорена, но ее исповедники и новомученики, восходя на свой крест, вопреки очевидному нацеливали духовных чад: "Вы доживете до открытия обители".
13 слайд. И когда в 1988 году среди чуть прикрытых руин Оптиной была отслужена первая Божественная литургия, до конца не верившая в это баба Устя сквозь слезы радости воскликнула: "Дожила!"
14 слайд. Оптина была передана православной церкви в печальном виде: не было монастырских стен, в Казанском соборе находился склад сельхозмашин. Храм Марии Египетской имел лишь четыре стены, и одному Богу было ведомо, почему он еще не упал. Не было колокольни, Владимирской церкви и многих других построек. Из главного Введенского собора вывозили токарные станки.
15 слайд. Видя развалины и склад техники в храме, не верилось в возможность возрождения монастыря. Нынешний мэр Козельска, а тогда председатель колхоза Иван Богачев рассказывает: «Колхозные земли граничили с монастырскими. И монахи, трудно восстанавливая обитель, "от души и сердца" работали со своей землей. Результат был поразительный: "Если мы на наших землях собирали по 25 центнеров с гектара, то монастырь - по пятьдесят!»
16 слайд. Первые годы восстановления Оптиной были временем чудес. Однажды туда приехали космонавты, разыскивавшие даже не монастырь, но ту точку пересечения координат, где над землей вздымался в небо столп света. Они засняли из космоса это свечение, а позже подарили обители многократно увеличенную фотографию, где уже различимы монастырь и скит.
17 слайд. Но чудеса чудесами, а монашеский подвиг потому и зовется подвигом, что не многим он по плечу. В открывшуюся пустынь слетелось немало вдохновенных "молитвенников" - остались возросшие духовно, окрепшие вместе с родным монастырем.
18 слайд. Трое братьев Оптиной пустыни, имена которых стали известны всей России - иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим, - тогда были вроде бы одними из многих, а оказались избранниками Божиими.
19 слайд. На Страстной седмице один из московских священников (кандидат физико-математических наук, капитан дальней авиации) размышлял в проповеди о том, что сегодня для нас всех характерен общий грех - отсутствие благородства: в словах ли, делах ли. Забылось за последние долгие десятилетия, что мы все благого рода - христианского.
20 слайд. Трое Оптинских братьев отличались удивительным благородством даже во внешности.
21 слайд. Безмолвный инок, сибиряк о. Ферапонт поражал какой-то нездешностью - то ли изящный венецианский паж, то ли, как ахали художники, "Тициан - точеные скулы, ярко-голубые глаза и золото кудрей по плечам".
22 слайд. Его стремительный, сверкающий щедрой радостью земляк о.Трофим, бывший общим любимцем монастыря, местных жителей и паломников, все делал настолько красиво, что им против воли любовались: "На трактор садится, будто взлетает... На коне летит через луг. Красиво, как в кино".
23 слайд. Художник, которого о.Василий попросил написать икону своих небесных покровителей - благоверного князя Игоря Черниговского, святителя Василия Великого и Василия Блаженного, - мысленно беседовал с ним. "Да, отец, в тебе есть благородство и мужество князя. Тебе, как Василию Великому, дан дар слова. И тебе дана мудрость блаженного, чтоб скрыть все эти дары".
24 слайд. Одарены же все три брата были богато. У отца Ферапонта был великий талант учиться новому. Он, лесник по образованию, чего только не делал в монастыре, а уж резал кресты для пострига с фигурой Спасителя так, что художники учились у него.
25 слайд. Отец Трофим тоже умел все. Он был здесь старшим звонарем, пономарем, гостиничным, переплетчиком, маляром, пекарем, кузнецом, трактористом...
26 слайд. Отец Василий, успешно окончив факультет журналистики МГУ и Институт физкультуры, писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом, в монастыре, помимо прочего, исполнял послушание летописца, вел беседы в тюрьмах, воскресную школу в Сосенском и школу для паломников в обители, был лучшим проповедником Оптиной.
27 слайд. После его мученической кончины, заглянув в дневники, обнаружили, что мы потеряли одаренного духовного писателя.
28 слайд. И при этом все трое были истинными монахами - молитвенниками, сугубыми постниками и аскетами, особенно последним в своей жизни Великим постом. И, по свидетельствам, все трое догадывались о своем скором уходе, будучи молитвенными трудами готовы к нему. Потому и избраны - нет, не убийцей, а Господом - на роль тричисленных (по образу Святой Троицы) новомучеников Оптинских, могучих, как уже выясняется, небесных ходатаев за обитель и всю Россию...
29 слайд. У инока Ферапонта была такая жажда молитвы, что ее не насыщали даже долгие монастырские службы. Одна монахиня рассказала, как она, когда была паломницей, увидела однажды стоящего на коленях, под мокрым снегом о.Ферапонта. Через полчаса, выглянув в окно, она застала ту же картину, отметив, что инок мерно перебирает четки. Невероятно, но и через два часа она вновь увидела его, павшего молитвенно ниц, уже припорошенного снегом.
30 слайд. В последние дни Великого Поста, перед смертью, этот молчальник вообще не ложился спать. Молился ночами. Тайну своей напряженной молитвенной жизни он унес с собой в вечность, но запомнились его слова: «Да, наши грехи можно только кровью смыть».
31 слайд. «О.Трофим был духовный Илья Муромец и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим другом», – вспоминал об иноке Трофиме один трудник. «Он каждому был брат, помощник, родня», – отзывался о нем игумен Владимир. «Трофим был истинный монах – тайный, внутренний, а внешней набожности и фарисейства в нем и тени не было… Он любил Бога и всех людей!.. Плохих для него на земле не было», – говорил другой паломник.
32 слайд. И никто при его жизни не знал, что он был тайный аскет, но аскет радостный и являющий своей жизнью то торжество духа над плотью, когда, по словам св. прав. Иоанна Кронштадтского, «душа носит тело свое».
33 слайд. Отец Василий до Оптиной был известным спортсменом-ватерполистом. Господь наделил его многими талантами. Сохранившиеся дневники, стихи выдают в нем человека, удивительно способного к слову.
34 слайд. Его последний дневник оборвался на записи: «Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости... Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь можешь летать по вселенной. Дух Святый – это крылья души».
35 слайд. «Его жизнь была столь стремительным восхождением к Богу – вспоминает иконописец П., – что в душе жил холодок: а вдруг сорвется на крутизне?». Узнав об убийстве о. Василия, этот иконописец в потрясении воскликнул: «Отец, ты дошел. Ты победил, отец!»
36 слайд. Трое Оптинцев победили... Могучими и высокими трое монахов были и при жизни. Инок Ферапонт пять лет в армии изучал японские боевые искусства и, говорят, имел черный пояс. Инок Трофим своими могучими ручищами кочергу завязывал буквально бантиком. Иеромонах Василий был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполо, членом сборной СССР.
37 слайд. Убийца монахов – культпросветработник Николай Аверин – служил в Афганистане на срочной службе. Вернувшись из Афганистана, увлекся мистикой. Стал посещать церковь, но возомнил себя просвещенным свыше. Ему стали являться голоса, которые диктовали, как поступать.
38 слайд. Дух, который мучил Аверина, нацеливал его на убийство. Он стал поклоняться сатане как противнику Бога, потому что существо, которое мучило его, называло себя "богом". Он стал служить сатане, писать богохульные стихи. И потом наступил момент, когда дух, который владел Авериным, потребовал от него того, что произошло. (Из описания о. Тихоном Шевкуновым своей беседы с убийцей.)
39 слайд. Однако следы ведут к секте сатанистов, которая поселилась рядом с монастырем. Накануне Пасхи в Оптиной шла настоящая психическая атака: священникам подбрасывали "подметные письма" с гробами, а вся округа знала, что монахов собираются "подрезать". Адепты этой безчеловечной секты нашли покровителей в лице некоторых "православных" и по сей день продолжают нападать на христиан.
40 слайд. Все трое оптинских братьев были убиты на послушаниях: звонари оТрофим и о.Ферапонт во время пасхального звона, о.Василий по дороге на исповедь в скит. Все было продумано. Но убийца не учел той великой христианской любви, ради которой и ушли в монастырь трое прекрасных молодых людей.
41 слайд. Первым, мгновенно, был убит о.Ферапонт.
42 слайд. Но тут же пронзенный о.Трофим все-таки подтянулся на веревках и ударил в набат, на миг, последним своим дыханием подняв по тревоге монастырь.
43 слайд. Тем же мечом с гравировкой "сатана 666", так же предательски, в спину, был смертельно ранен отец Василий. Однако с момента набата сюда уже бежали люди. И 12-летней девочке Наташе дано было увидеть, как вдруг исчезло на время страдание с обращенного в небо лица батюшки и он дивно просветлел...
44 слайд. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях, говорят врачи, люди страшно кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А в его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря схиигумен Илий, уже отражалась временами пасхальная, воскресенская радость...
45 слайд. Один Оптинский священник сказал: "Мы потеряли трех монахов, а получили трех Ангелов". Свидетельства их помощи множатся чуть ли не с каждым днем: исчезают раковые опухоли, излечиваются пьяницы и наркоманы, устраиваются самые сложные дела, а появившийся вдруг о.Трофим выводит из сжавшегося кольца чеченских бандитов единственного оставшегося в живых солдата.
46 слайд. Мученическая гибель наших современников повлекла за собой цепь разного рода чудес и знамений. Уже на 40-й день с момента убийства монахов на их могилах произошло первое исцеление человека, признанного медициной неизлечимо больным.
47 слайд. И с той поры уже многие тысячи людей стали свидетелями явленных миру чудес. Многие вырезанные о.Ферапонтом кресты с течением времени стали мироточить.
48 слайд. Ровно через год после гибели иноков обнаружилось обильное мироточение поставленных на их могилах крестов.
49 слайд. Зафиксированы многочисленные чудеса, связанные с личными вещами погибших монахов. Крест о. Василия, перешедший после раздела его вещей о.Ипатию, стал мироточить на 40-й день после гибели прежнего владельца. Начиная с 1993 г., случаи его мироточения отмечались неоднократно и зафиксированы видеосъемкой. Благоухающее миро используется для помазания прихожан.
50 слайд. Явленные за прошедшие годы чудеса столь многочисленны и так убедительно свидетельствуют о Божественной благодати на всем, что связано с оптинскими новомучениками, что возможно, уже нынешнее поколение (т. е. современники убиенных) сможет увидеть причисление их к лику святых.
51 слайд. Убийцы тогда добились обратного эффекта. В онемевшую Оптину приехали лучшие звонари страны, к колоколам тянулись подростки и даже многочисленные бабушки о.Трофима, которых он так радостно опекал.
52 слайд. А после сорокового дня, пришедшегося на Вознесение Господне, многие, до того не помышлявшие о монашестве, ступили на путь воинов Христовых.
53 слайд. В 2005 году над могилами Оптинских новомучеников: иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима – была возведена часовня.