Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » Титова Г.А. |
[ Скачать (5.89 Mb) ] | 30.08.2015, 15:37 |
Презентация посвящена праздникам: Происхождение древ Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение Нерукотворного образа Господня (5,9 Мв, pptx). Автор: Титова Г.А., учитель русского языка, литературы и ОПК МБОУ «Средняя школа №4» г.Кольчугино Владимирской области Дополнительные адреса для скачивания: Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: 2 слайд. "Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены" (свт. Иоанн Златоуст)
3 слайд. Спас — сокращённая форма слова Спаситель, которым в христианстве именуется Иисус Христос, Сын Божий. Этим же словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу Спасителю: Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Но народные названия совершенно не отражают религиозного смысла воспоминаемых Церковью событий. Что же это за события, и каков их подлинный смысл? 4 слайд. 14 августа – Медовый Спас или Маковей, Спас «на воде» - Происхождение древ Креста Господня; 19 августа – Яблочный Спас, Спас «на горе» - Преображение Господне; 29 августа – Ореховый Спас, Спас «на полотне» - Перенесение Нерукотворного образа Господня. 5 слайд. Каждый из праздников отличается своими традициями, во многом отражающими народные названия. 6 слайд. 14 августа по церковному календарю Происхождение (изнесение) Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в честь выноса в Константинополе Святого Креста для поклонения и излечения народа от болезней. 7 слайд. В греческом часослове так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай - износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. С настоящего дня и до Успения Пресвятой Богородицы предлагали его народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста". 8 слайд. В русской истории празднество Происхождение (Изнесение) Честных Древ Креста Господня связано с днем Крещения Руси в 988 году, известие о котором сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». 9 слайд. День Изнесения Честных Древ 1(14) августа памятен и в судьбе Святого Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского, который в этот день 1164 года одержал победу над волжскими булгарами. Русский князь брал с собой Святой Крест Господень ииконы. Князь Андрей усердно молился о помощи Божией, и его войско удостоилось чудесного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Божией Матери исходил свет и осенял войско князя. Храбро бились русские воины и победили. 10 слайд. По преданию, в тот же день четырьмя годами ранее греческий император Мануил одержал победу над сарацинами. Проявившиеся во время сражения чудеса в виде огромных огненных лучей, исходившие от икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста покрывали полки и видны были всем сражавшимся. 11 слайд. В память об этих победах, с обоюдного согласия Великого князя Андрея и императора Мануила, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, чудесно совпавший с празднеством Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 12 слайд. В этот же день совершают малое водосвятие, поэтому праздник называют также Спасом на воде. По традиции на Руси в это время освящали колодцы и совершали крестные ходы к рекам, озерам и родникам. 13 слайд. После крестного хода люди купались в освященной воде и купали домашний скот. Считалось, что это смывает грехи и способствует оздоровлению организма. После 14 августа уже не купались, поскольку с Первого Спаса начинались проводы лета. 14 слайд. Однако сколько бы ни было названий праздника, самым распространенным, известным и общепринятым считается Медовый Спас. Получил это название Первый Спас потому, что к этому времени соты в ульях уже наполнены и пора приступать к сбору мёда. 15 слайд. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. 16 слайд. Для верующих пасечников сбор мёда к Медовому Спасу - настоящая традиция. Пчеловоды надевали чистую одежду, перекрестившись, выбирали самый богатый мёдом улей и подрезали соты. 17 слайд. Мед перекладывали в деревянную посуду и относили в церковь, чтобы там его освятили. Только лишь после освящения мёд можно было начинать есть. 18 слайд. При этом пасечники не забывали поделиться своим сбором. Часть мёда отдавалась церкви, другая часть предназначалась больным соседям и беднякам, третья шла на угощение детям, а всё остальное забирал себе сам пасечник. Эта традиция во многом сохранилась до сегодняшнего дня. Верующие, освящая мёд в церкви, оставляют небольшое количество этого лакомства для нуждающихся. 19 слайд. Примечательно то, что этот православный праздник Спаса приходится на первый день Успенского поста, который в народе называется Спасовка. Он длится всего две недели, однако по своей строгости сравним с Великим Постом. 20 слайд. Успенский пост - единственный, посвященный Божией Матери. По церковному преданию, когда Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она стала готовиться к нему постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души или исправлении - вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. 21 слайд. Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, восхваляя ее. 22 слайд. Во время поста разрешается употребление исключительно растительной пищи без использования масла, однако в субботу и воскресенье масло всё же допускается. Несмотря на такую строгость поста, благодаря обилию свежих овощей и фруктов, он считается самым легким и приятным. 23 слайд. На Преображение Господне, 19 августа, празднуется Второй Спас – Яблочный. По библейскому сказанию, в этот день на высокой горе Фавор Спаситель явил своим ученикам славу Своего Божества, предсказал Свою гибель на кресте во искупление грехов человеческих и Своё воскресение по третьему дню. 24 слайд. Как гласит Евангелие, однажды Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце. Одежды его стали белыми, как снег. 25 слайд. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". То был голос Бога Отца. 26 слайд. «И быша ризы Его, блещущие яко снег, и ученицы его от страха падоша ниц». Апостолы были потрясены — «они были в страхе» (Мк.9,6). Древнерусские иконы, обычно столь сдержанные в передаче человеческих чувств и движений, представляют апостолов опрокинутыми навзничь, пытающимися заслониться от пронизывающего их света… 27 слайд. «Преображение» - одна из сохранившихся икон Андрея Рублёва. Исходящий от Христа серебристый свет пронизывает все её пространство. Пророки Илья и Моисей изображены склонившимися к Христу, так что силуэты их фигур как бы продолжают параболу круглого сияния. Иоанн представлен лежащим на спине, Иаков и Петр упали на колени. Все они ослеплены исходящим от Христа неземным светом. 28 слайд. Но проходит первая потрясенность. Дар речи возвращается к ним. Из уст Петра вырывается искреннее, но странное предложение: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи», то есть останемся здесь. 29 слайд. Но Христос отклоняет этот добрый порыв Петра. На Фаворе нельзя оставаться. С Фавора уже видна Голгофа, и надо идти к ней. Единственные слова, которые Христос сказал ученикам на горе Преображения — были о Его предстоящих смерти и воскресении. Евангелист Марк отмечает, что сходили апостолы с горы, пораженные уже не столько тем, что они видели, но услышанным предсказанием о Распятии. 30 слайд. Историки христианства пишут, что до сих пор на горе Фавор — горе Преображения Господня — живет память о посещении ее Спасителем, а богословы объясняют само Преображение как открытие людям божественного света веры, пронизывающего весь мир, и как жажду просветления. 31 слайд. Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. 32 слайд. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. 33 слайд. Таков евангельский рассказ. В строгом соответствии с ним Преображение Господне называлось в народе Спасом на горе. Но еще чаще именовали его Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки. 34 слайд. В этот день во всех православных храмах освящают плоды нового урожая, чаще всего – яблоки. Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Ветхом Завете и сохранился в христианстве. 35 слайд. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. 36 слайд. Выражая свою преданность Богу через эту жертву - часть урожая, принесенного в храм, - христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь. 37 слайд. Сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ. 38 слайд. Этот праздник призван напомнить людям о том, что главный плод — это наше духовное преображение. Потому ешьте с благодарностью яблочки, испеките вкусный яблочный пирог, угостите им "всякого ближнего", памятуя, однако, что смысл праздника не в яблоках, а в том, Кем явился людям Христос на горе Фавор и какую надежду это нам несет. Да пребудет с нами Господь и благословит! 39 слайд. «Преображение» Есенин Сергей, 1917 г. Зреет час Преображенья, Он сойдет, наш Светлый Гость, Из распятого терпенья Вынуть выржавленный гвоздь. От утра и от полудня Под поющий в небе гром, Словно ведра, наши будни Он наполнит молоком. И от вечера до ночи, Незакатный славя край, Будет звездами пророчить Среброзлачный урожай. А когда над Волгой месяц Склонит лик испить воды, - Он, в ладью златую свесясь, Уплывет в свои сады. И из лона голубого, Широко взмахнув веслом, Как яйцо, нам сбросит слово С проклевавшимся птенцом. 40 слайд. Яблочный Спас еще называют "первыми осенинами", то есть встречей осени. 41 слайд. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков. 42 слайд. "На второй Спас и нищий яблочко съест,» - говорили в народе. А до этого срока яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом. 43 слайд. Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается кушать яблоки и другие фрукты, которые были освящены во время праздничной литургии. Из трех Спасов этот считается самым главным. 44 слайд. Преображение Господне В народе Спасом яблочным зовут. И праздник этот прославляя, Плоды созревшие все в храм несут. Сей праздник к мудрости Нас призывает. И зрелыми нам быть велит. Плоды из семени произрастают, Созревший плод всех насладит. Божественное семя в людях И искра Божья в них горит… 45 слайд. Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания — в ту минуту, когда проглатывался первый кусочек, "спасовая" мечта должна была непременно исполниться. 46 слайд. 29 августа христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. В народе его называют Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый. 47 слайд. Правильное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944) - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа дал нам Сам Господь. 48 слайд. Христианский историк Евсевий (270-338) повествовал о том, что царь Авгарь, управлявший народами, обитавшими за Ефратом, страдал тяжкой болезнью. Услышав о чудесах Иисуса, он послал к нему с письмом живописца Анания, прося исцелить от болезни. Вручив послание, Ананий попытался рассмотреть лицо Иисуса и сделать рисунок. Но его усилия не увенчались успехом. Иисус, распознав желание Анания, призвал его к себе, потребовал воды, умылся и взял вчетверо сложенный плат, отерся им - и вдруг на этом плате отразилось подобие Его лица - начертался Образ Нерукотворный. 49 слайд. Господь отдал плат Ананию со словами: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Вместе с образом Господь передал для Авгаря письмо: «Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы...» Авгарь с благоговением принял Нерукотворный Образ Спасителя и тотчас исцелился. 50 слайд. Получив желанное исцеление, Авгарь написал на Нерукотворном Образе: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». 51 слайд. Он прикрепил плат с чудесным изображением к доске и поместил в нише над городскими воротами на место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы все проходящие через эти ворота поклонялись Образу. Не однажды икона спасала город Эдессу от осады вражескими войсками. 52 слайд. Так родился обычай защищать вратные башни городов изображениями Иисуса Христа - иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника - «Спас на полотне». 53 слайд. А правнук царя Авгаря вернулся к язычеству, начал гонения на христиан и на их святыни, поэтому образ Спаса Нерукотворного замуровали в стене с зажженной перед ним лампадой, спрятав от поругания. Когда в VI веке икона была вновь обретена, оказалось, что она не просто сохранилась, но и чудесным образом отпечаталась на закрывавшей ее черепице с внутренней стороны. 54 слайд. В 944 году и Нерукотворный Образ Спасителя, и то письмо, которое Он написал царю Авгарю, были выкуплены императором Константином Багрянородным и перенесены в Константинополь. Этот праздник - перенесение Спаса - и празднуется 29 августа. 55 слайд. А изображение стало каноном для иконы «Спас Нерукотворный», или «Святой Убрус» (убрус — плат). В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Для отличия от праздников 14 и 19 августа он слывет под именем Спаса третьего. 56 слайд. Третий Спас(после Медового и Яблочного), называли в народе Ореховым, Хлебным или Холщовым. Ореховый - потому что в это время окончательно созревают орехи. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая, начиналась и заготовка лесных орехов. Орехи на Руси считались символом богатства. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (два или три ореха на одной веточке), то не будешь испытывать недостатка в деньгах. 58 слайд. Георгины склонились у паперти, Словно молятся молча за нас. Россыпь темных орехов на скатерти - Вот и Третий Ореховый Спас! Тихо осень ступает хозяйкою, Скоро скроется лето из глаз. И последние ласточки стайкою Улетают. Ореховый Спас! По утрам над кустами болотными Вьют туманы белесый атлас. Облака над крестами полотнами Полотняный Ореховый Спас. Преклоняем колени, как водится, Не остави, Пречистая, нас. Спит в мерцанье свечей Богородица Тихий третий - Ореховый Спас! В. Цокуренко 58 слайд. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечается Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. 59 слайд. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас», - говорили в народе. 60 слайд. Ярко и радостно гуляли на Третий спас на городских ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. 61 слайд. Про Спасы в народе говорили: «Первый Спас на воде стоят, на Второй — яблоки едят, на Третий — полотна продают, хлеб припасают». 62 слайд. И медовые соты, и яблоки, и хлеб в дни Спаса приносятся в храм. Всему богатству, заработанному трудом и потом, по милости Господней, посвящаются молебны, всё освящается и окропляется святой водой на доброе здоровье всему православному народу. Главное - не пропустить эти три дня и помнить, что они способны сохранить от всяческих бед, послать исцеление болящему, любовь утвердить, Духом Святым укрепить. 63 слайд. Август трёх Спасов А.Янкова В себя вобрал он праздники плодов И радость солнца, что в стихах воспета, Посул, отраду, в окончанье лета Благословенье праведных трудов. Медовым Спасом изнесенье древ Животворящего Креста Господня Мы поминаем, к истине прозрев, От Нового завета до сегодня. Преображает наше естество, И облекает в новые одежды, Дух покаянья, славы торжество В Преображенье — празднике Надежды. И третий Спас ореховых даров Нерукотворного Изображенья, Любви Господней над Землёй покров, И Веры истинной в сердцах движенье. | |
Категория: Титова Г.А. | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 4688 | Загрузок: 672 |
Всего комментариев: 0 | |
"Свѣточъ" © 2009-2022 | Сайт создан в системе uCoz