Презентация к уроку ОПК № 17 (4 класс) "Как устроен храм" по учебнику А.В. Бородиной (3,7 Мв, pptx).
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Жизнь россиян теперь немыслима без православных храмов.
Для их строительства выбирали самые красивые места, например, возвышенности над рекой, озером.
Прекрасные соборы украшают все русские кремли.
Сначала для строительства храмов приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились и свои архитекторы и строители, ведь храмов потребовалось так много, что нужно было срочно осваивать новое дело своими силами.
К счастью, Русская земля всегда была богата талантами.
Стали появляться свои зодчие - так на Руси называли искусных мастеров-строителей.
Один за другим вырастали дома Божии: деревянные, каменные, кирпичные.
Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже весёлые.
На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.
Но какими бы разнообразными ни казались на первый взгляд православные храмы, все они имеют сходное устроение, сложившееся в глубокой древности.
Как же устроен православный храм? Какие идеи заложены в нём?
Прежде всего нужно знать, что храм - это не только прекрасный общий дом, где собираются люди для молитвы. Храм символизирует Царство Божие и Вселенную во главе с Богом.
Царство Божие включает три области: бытие Самого Бога (оно представлено алтарём). Слово «алтарь» в переводе с латинского означает «возвышенное место, возвышение».
Духовное небо, область горнего ангельского мира (это средняя часть, где участвует в общем богослужении православный народ); и область земного бытия (притвор).
Увенчанный крестом, украшенный иконами и фресками и освящённый по особому чину храм представляет собой Вселенную, мироздание (строение мира) во главе с Богом - его Создателем, Творцом.
Мир для православных верующих - творение Бога и управляется Его Жертвенной Любовью, поэтому каждый храм имеет главку, завершающуюся крестом - символом Божественного Искупления мира и Воскресения.
Главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита. Для православных это всегда напоминание о том, что Господь управляет миром и защищает Своё творение пламенной Жертвенной Любовью.
Вместе с тем для людей строительство храмов - это тоже горение, служение во славу Божию. Вот и стоят храмы как горящие огромные общие свечи и воины Христовы.
Это воинство сражается за спасение всего мира и каждого отдельного человека, и войну следует понимать здесь как сражение с грехами, страстями, которые разрушают мир.
Храм может вмещать несколько приделов, каждый придел освящается отдельно и имеет свою главку. Каждый придел, по сути, - это отдельный храм, он также имеет своё трёхчастное устроение: алтарь, средняя часть и притвор.
Вход в здание обычно находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной, потому что Спаситель пришёл в мир с востока. Снаружи можно сразу определить алтарную часть храма - она имеет полукруглую стену - апсиду.
Небольшой храм без алтаря называется часовней.
Средняя часть храма - неф, что значит «корабль».
Эта часть храма, как спасительный корабль, принимает на борт всех верующих и несёт их благодатью Божией, призываемой таинствами и богослужением, в жизнь вечную. Поэтому обычно неф и называют собственно храмом.
Во внутреннем устроении здания особое значение имеет свод, он создаёт впечатление глубины и прочности духовного мира и символизирует Духовное Небо, в центре которого - Господь.
Количество куполов православных храмов тоже символично: один купол говорит о Едином Боге, два - о единстве Божественной и человеческой природы Спасителя, три - о Святой Троице, четыре купола символизируют четырёх евангелистов, пять - Спасителя и четырёх евангелистов и т. д.
33-х-главый храмовый ансамбль Кижский погост
Крест удерживается на куполе специальным креплением - державой.
Небольшая площадка у входа в храм называется паперть.
|