Презентация к уроку ОПК № 23 (4 класс) "Какие бывают колокола" по учебнику А.В. Бородиной (2,0 Мв, pptx).
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
В презентации использовано уникальное видео звонарей с сайта Колокола.ру
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни: звал в храм на службу, предупреждал о пожарах и войнах, сообщал о торжественных общенародных событиях, например, о венчании государя на царство.
Колокола были разных размеров, видов, имели разные названия, голоса и даже «репертуар». Для русских людей настолько привычно и необходимо было участие в их жизни колокола, что они хорошо понимали его язык и настроение.
Например, сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре, мятеже или другой опасности. Звон в таких случаях соответствовал событию - это был энергичный, тревожный набат, или всполох (от слова «всполошить»). Отсюда и выражения «бить в набат» или «всполошить народ» - значит, поднять, пробудить народ.
Вечевые колокола собирали народ на вече - народное собрание. В старину в принятии важнейших вопросов участвовало всё население города, а вечевой колокол был символом общенародного управления, самостоятельности.
В Сибири и во многих пограничных городах южной и западной России были колокола вестовые - от слова «весть». Они предупреждали о приближении неприятеля к городу, как и сторожевые колокола. Время, часы в старину на Руси тоже отбивали колокола, так появилось выражение «пробил час». То есть колокол как бы мерил время в жизни русского человека, напоминал о её скоротечности.
Был даже путевой колокол, который прерывистым боем помогал заплутавшему в снежный буран или метель путнику найти дорогу. По-другому такой колокол называли метельным.
В 60-е годы XIX века изобрели даже такое приспособление, благодаря которому колокол в ветреную погоду мог звонить сам, обходясь без звонаря. О таких колоколах мы теперь знаем только по книгам. Современная культура располагает новыми средствами оповещения населения о важных событиях: радио, телевидение, газеты, телеграф.
Но колокола в России остались, и не только как памятники. Они продолжают жить и зовут народ к жизни - к жизни духовной. Это церковные колокола. Они принадлежат Церкви и служат Церкви, спасению, вечности.
Колокола размещаются на высоких колокольнях: чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон, разливающийся под куполом небесным.
А в церковных книгах духовный смысл колокольни поясняется так, что она - есть гора, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачта корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или о приближении долгожданной цели, это вершина земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба и известит о Христе.
Самая высокая колокольня в Москве - «Иван Великий», её высота с крестом 83,66 метров, до такой высоты она была достроена в 1600 году царём Борисом Годуновым. Имя своё колокольня получила от церкви Иоанна Лествичника, которая оказалась под колокольней.
Колоколам, как людям, давали имена: Царские (жертвованные царскими особами храмам и монастырям), Ссыльные (сосланные царями за какую-либо «провинность»), Карнаухие (с отрубленными ушами), Лыковые (разбитые и связанные лыком).
Были даже Пленные, так называли колокола, взятые во время войн в качестве трофеев, нередко у них были и более конкретные названия: Немчин (значит, немец), Татарин, Голландец.
Имя Голодарь получили колокола, которые благовестили в Великий пост.
Распространённым среди русских колоколов стало название Лебедь, его получали колокола с сильным, резким звуком, напоминавшим крик лебедя.
А колокола с неровным дребезжащим звуком получали прозвища: Козёл, Баран.
Многие колокола получали имена в честь святых, архангелов, церковных праздников. Например, в Юрьев-Георгиевском монастыре под Новгородом звонили колокола: Гавриил, Георгий, Крест, Неопалимая Купина.
На высоких колокольнях не обходились без особых колокольчиков под названием «кандия», или «звонец»: они подавали сигнал звонарю, находящемуся на колокольне, о том, что пора звонить.
По величию, разнообразию, количеству и красоте колоколов и колоколен, музыкальности колокольного звона Россия не знала себе равных. Колокола стали своеобразным символом русского народа, русской культуры и часто используются как символ призыва к духовному возрождению. О колоколах слагали песни, писали стихи. Колокольный звон был и мерою земной, временной жизни, и зовом в вечность. Раздаваясь с высоких колоколен, он соединял небесное и земное, личную судьбу и общую человеческую жизнь, располагал к размышлению, молитве.
|