Презентация к уроку ОПК № 22 (4 класс) "Молитва в русской культуре" по учебнику А.В. Бородиной (3,3 Мв, pptx).
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
В русской культуре создано огромное количество произведений, посвящённых молитве: это и богословские труды, и руководства по освоению молитвой, и записки о жизни великих молитвенников, и духовная поэзия.
Замечательные труды о молитве оставили святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, старец Паисий (Величковский), преподобный Нил Сорский, игумен Валаамского монастыря Харитон и многие другие христианские подвижники Русской земли.
Молитва стала распространённым жанром русской поэзии, стихотворения-молитвы написаны А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Никитиным, П. А. Вяземским, Ф. И. Тютчевым и другими любимыми нашими поэтами. Молитвой пользуются и к молитве как высочайшей форме творческого выражения обращаются русские поэты и в нынешнее время.
И. С. Никитин
МОЛИТВА ДИТЯТИ
Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может,
Ангел, твой Хранитель,
Все эти слёзы соберёт
И их в надзвёздную обитель
К престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!
Но если жизнь тебя измучит
И ум и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит -
Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обойми:
Ты примиришься с небесами,
С самим собою и людьми.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель-Ангел твой сойдёт
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесёт.
1853 г.
А. А. Афанасьева
МОЛИТВА К АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ
Белокрылый, ясноокий,
Терпеливый Ангел мой,
Ночью тихой, одинокой
Моё сердце успокой.
На меня, мой Ангел нежный,
Опусти свой кроткий взор,
Чтобы вышел дух мятежный
Из меня. И разговор
Заведи с моей больною,
Погибающей душой.
Хоть я этого не стою,
Помоги мне, Ангел мой.
Взмахом крыльев сих чудесных
Охлади мой страстный пыл,
Чистотой любви небесной
Укрепи сердечный тыл.
Сохрани от искушенья,
От отчаянных страстей.
И развей души томленья
Светом радостных вестей.
Обещай, что Бог услышит
Глас отчаянной души,
Той души, что жадно ищет
Свет во мраке и глуши.
Молит сердце о прощенье,
Жаждет Божьего Огня.
Так скажи мне в утешенье,
Что Господь простит меня.
1997 г.
Мы прочитаем стихотворения разных поэтов: одно написано в середине XIX века, другое - в конце XX века. Это разные исторические периоды России и условия жизни народа, но удивительно, насколько близко внутреннее содержание, отношение к духовному миру, к Ангелу-Хранителю. И совершенно одинаковое понимание молитвы как очищающего огня и формы общения, единственной и надёжной связи с Творцом.
Для священника или монаха молитва - главное занятие. Но почему же такое внимание уделяется молитве поэтами, творческими личностями, которых даже нередко называем творцами, только с прописной буквы?
Прежде всего вспомним, что в течение всей истории Российского государства православие было не только самой распространённой, но и до 1918 года государственной религией. Поэтому религиозное (православное) содержание, безусловно, не могло не найти своего отражения в художественном творчестве в силу особой исторической роли Православной Церкви в жизни России.
Другая важная причина связана с самой сущностью православия, его всеохватностью и проникновением во все сферы жизни христианина: от внутренней духовной до бытовой. Это вовсе не означает, что православные люди - все святые. Конечно, нет, хотя в Православной Церкви самое большое число святых: одни известны на весь мир, других почитают в одной местности, а Россия дала миру самое многочисленное со времён древней Христианской Церкви духовное воинство, состоящее из преподобных, мучеников, исповедников.
Православие - это не просто соблюдение внешних обрядов, но сознательное восстановление связи с Богом и добровольное подчинение всей жизни христианина идее спасения. Причём усердие христианина оценивается Самим Спасителем, только Ему открыта душа человека. Священник выполняет свой пастырский труд и за это отвечает перед Богом. А каждый христианин ответственен за себя, к примеру, за то, как подготовился к исповеди, как выполняет свои обязанности перед другими людьми. Человек может скрыть какой-то грех от священника и недостойно приступить к Святому Причащению, не будет сам отвечать перед Богом за то, что вместо восстановления богообщения отторгает себя от вечности. Христианину, сознательно стремящемуся к спасению, приходится постоянно анализировать свои поступки помыслы и призывать помощь Бога. На такую науку уходят многие годы. Святость достигается огромными усилиями, подвигами. У людей творческих и духовно ориентированных эта внутренняя работа находит свое отражение в самых глубоких произведениях.
Третья причина заключается в том, что истинное творчество в православной традиции понимается как выражение воли Создателя, а творческое вдохновение - на посещение Святого Животворящего Духа. Сам человек является лишь сосудом, способным вместить Божественный Дух или разрушающий дух дьявола, а результат творческой деятельности человека, таким образом является проявлением того или другого. Поэтому в православии перед каждым занятием, учением, и тем более творческим трудом, принято обращаться к Господу за благословением и помощью. С молитвой приступает к работе иконописец, летописец, пахарь, строитель, с молитвой убирают дом, готовят еду, собирают урожай. Перед началом какого-нибудь дела обычно читают молитву, данную Самим Спасителем, «Отче наш», либо молитву ко Святому Духу: «Царю Небесный Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
В рсской культуре ещё в древности сформировалось к слову особо почтительное отношение, однако истинная молитва - это не только слова, но и особое, молитвенное состояние: это искренность и доверие Господу. Кроме того, нельзя допускать моления напоказ, а иногда и времени нет на долгое молитвословие. Поэтому в разных ситуациях христианин мог помолиться по-разному, отдавая отчёт перед Богом за свои молитвы: учитывал свои возможности и условия, но ориентировался на традиции, проверенные веками. Нередко русские люди просто крестились и говорили: «Начнём, благословясь», или: «Пресвятая Богородица, помогай», главное, чтобы это было от всей души.
Молитва сама по себе считается высшим творчеством человека, по молитвам святых совершались чудеса, исцелялись и даже воскресали люди. Молитвы христиан участвуют в спасении мира, так как связь с Богом, со всем духовным миром и между членами Церкви осуществляется через молитву.
Чтобы лучше понять роль молитвы в христианском мире, можно сравнить её с тем, как в земной жизни помогает телефон, телеграф, почта. Представьте себе, как волнуются родители, когда вы находитесь далеко и не звоните; или как беспокоятся родные, если не пишут и не звонят дорогие им люди.
А как спасительны бывают долгожданные весточки от тех, кто служит в армии, лежит в больнице, отправился в экспедицию и т. д.
Принято различать три вида молитв: просительнопокаянная, благодарственная и славословие. В просительной молитве содержится просьба христианина о помиловании и помощи, в благодарственной - благодарение Бога, а в славословии - прославление Господа.
«...Однажды преподобный Сергий молился о братиях, чтобы Господь помог им в совершении ежедневных подвигов. Был уже поздний вечер. Вдруг он услышал голос: «Сергий!» Преподобный удивился такому необычному в ночное время зову и, сотворив молитву, открыл оконце. Его глазам представилось тогда чудное видение: необыкновенный свет явился с неба, так что вся тьма ночная совершенно исчезла. Голос повторился опять: «Сергий! Ты молишься о своих чадах, и Господь принял твою молитву: взгляни, какое множество иноков сошлось во имя Святой Живоначальной Троицы под твоё руководство!» Святой взглянул и увидел множество прекрасных птиц, слетевшихся в монастырь. И опять слышен был голос, говорящий: «Так умножится число учеников твоих и после тебя не умалится, если захотят следовать твоим стопам».
Свет в храмине — от свечи, а в душе от молитвы.
Русская пословица
|