Презентация к уроку ОПК № 28 (4 класс) "Монастыри - стражи духовности и земли Русской" по учебнику А.В. Бородиной (6,7 Мв, pptx).
В презентации использованы шрифты: EvangelieTT, a_RussDecor.
В качестве музыкального фона ипользован «Романс» из к/ф «Овод» Д.Шостаковича.
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Монашество пришло на Русь вместе с христианством. Первый русский монастырь возник в XI веке - это Киево-Печерская Лавра. Из названия понятно, что она находится в Киеве, а слово «Печерская» происходит от «пещеры»: именно в здешних пещерах селились первые монахи, уходя от мира ради молитвенного общения с Богом.
К концу XII века было известно уже 70 русских монастырей: 15 - в тогдашней столице - в Киеве, 20 - в Новгороде, а остальные рассеялись по земле Русской: в Чернигове, Полоцке, Переславле, Ростове, Владимире и других городах.
Монастыри создавались в городах или их окрестностях, их устраивали высшие церковные иерархи, князья, бояре, богатые горожане (они, как правило, сами не становились членами организованных ими братств).
Монастыри были средоточием книжной мудрости, здесь монахи от руки переписывали и иллюстрировали книги, создавали первые библиотеки. При монастырях возникали школы, где учили книжной грамоте. «Книжной» называлась только церковная премудрость и грамота, так как все книги были церковные: Евангелие, Псалтирь, Апостол, Библия. Читать и писать учились по Псалтири, потому что вся жизнь христианина была с Богом, Господу же посвящались и ученье, и любой труд.
Основателем одного из самых знаменитых монастырей России - Свято -Троицкой Сергиевой Лавры - стал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), величайший молитвенник и чудотворец земли Русской.
Вы уже знаете о том, что Сергий Радонежский благословлял Димитрия Донского на Куликовскую битву и отпустил с ним схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В 23 года оставшись без родителей, Сергий вместе со своим братом Стефаном удалился на небольшую, покрытую лесом гору Маковец в окрестностях Радонежа. Здесь они построили келью и церковь Живоначальной Троицы.
Так было положено начало обители, куда потянулось потом к преподобному Сергию множество учеников. Строгость жизни, благочестие, возможность молитвенного безмолвия привлекали всё новых подвижников и просто нуждающихся в духовной помощи людей. Так возник общежительный монастырь - монашеская община с общим имуществом и хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением работ. Главный принцип здесь - иметь всё общее и ничего не считать своим.
Со временем обитель преподобного Сергия превратилась в знаменитую на весь мир Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, стала центром церковного образования России. Теперь здесь находится Московская Духовная Академия и Семинария. Многочисленные паломники стекаются сюда, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского.
Среди последователей преподобного Радонежского Чудотворца насчитывают до 70 прославленных святых. Со временем они разошлись по русской земле, основывая новые монастыри.
Так, ученик преподобного Сергия - Савва Сторожевский - основал Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Вы уже читали о знаменитой звенигородской звоннице и колоколах.
Преподобным Андроником, другим учеником Сергия Радонежского, был создан Спасо-Андроников монастырь, в котором трудился иконописец преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи - иконы «Троица».
Этот иконописец принимал участие в создании росписей и икон Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Спасо-Андроникова монастыря, Успенского храма в Звенигороде.
Икона «Троица» была написана преподобным Андреем Рублёвым для собора Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Таким образом, наиболее значимые явления отечественной культуры созидались на усиленных молитвах и духовных подвигах наших предков. Внешняя культура, включая архитектуру, книги, живопись, оказывается пронизанной невидимыми нитями молитв святых угодников, их любовью и заботой друг о друге. Художественная культура, оказывается, рождалась как результат духовной жизни Церкви, стремления православных христиан к спасению, единению с Господом.
Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Андроник, Андрей Рублёв прославлены в лике преподобных, это значит, что они были монахами и главное, к чему стремились и чего достигли, - это подобие Господу Иисусу Христу в святости сердца и помыслов. А внешние труды остались как пример усердия и способ сосредоточения в молитве. Славили Бога и строили храмы, кельи для братии, писали иконы; молились о личном спасении и за весь мир и опять строили храмы, писали иконы.
С XIV века на Руси появляется много монастырей другого типа - скитов, или отшельнических монастырей. Их называли пустынями. Основателями таких пустынь становились православные подвижники, по призванию уходившие от мира. Они уединялись в лесах или пустынях для сосредоточенной духовной жизни, для строжайших постов и безмолвия. Все эти духовные подвиги способствовали обретению молитвы. Нередко пустынные монастыри основывались отшельниками ещё до их монашеского пострига, как это произошло с преподобным Сергием Радонежским.
В XV веке возник ещё один удивительный монастырь - Свято-Введенская Оптина пустынь. Когда-то это была скромная, небогатая пустынька в Козельске Калужской губернии. Основал её, по преданию, старец Опта. Он был атаманом разбойничьей шайки, которая хозяйничала когда-то в козельских лесах. Но что-то необычное произошло с Оптой, внезапно и глубоко он раскаялся в своих злодеяниях и удалился в пустынь в надежде на спасение.
Несколько веков Оптина пустынь претерпевала боль оставалось всего двое монахов-стариков, один из которых - слепой.
Но не исчезнуть суждено было обители, а возродиться и прославить на русской земле традиции иноческого старчества. Иноческое старчество - это древний вид и порядок постоянного руководства старца духовной жизнью инока при его полном и добровольном доверии.
Возрождение старчества связано в России с именем знаменитого духовного руководителя, наставника - молдавского старца Паисия Величковского. Его ученик Афанасий благословил своих духовных чад - братьев Моисея и Антония Путиловых - возродить Оптину пустынь.
А в 1821 году на монастырской пасеке возник знаменитый Оптинский скит, где жили старцы.
Первым оптинским старцем стал отец Леонид, в схиме - Лев. Потом были старцы: Макарий, Амвросий, Моисей, Исаакий, Иларион, Антоний, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Исаакий (Бобриков), Никон.
Влияние старчества далеко распространилось за пределами монастыря, старцы стали окормлять не только иноков, но и мирян. Окормлением называется духовное руководство.
А к концу XIX века, когда в российском, как и в западном, обществе начало активно распространяться безверие, Оптина пустынь стала лечебницей израненных, нередко тронутых сомнением, но ищущих цельности и гармонии душ. «Не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку», - так писал один из современников. Оптина пустынь стала центром притяжения русской интеллигенции. Здесь были Ф. М. Достоевский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и многие другие известные писатели, философы, учёные.
Когда-то русские монастыри не только хранили святость, книжную науку, создавали иконы, но и были мощными укреплёнными пунктами, оборонительными строениями. Сейчас уже никто не прячется за монастырскими стенами от обидчиков, но сюда теперь стремятся люди, спасаясь от разрушительного влияния бездуховной культуры. И монастыри, как и прежде, оказываются стражами русской духовности, высокой культуры земли Русской, которую традиционно с благоговением называли Святою Русью.
|