Презентация к уроку ОПК № 25 (4 класс) "О колокололитейном искусстве" по учебнику А.В. Бородиной (4,2 Мв, pptx).
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Уже в XIV веке наряду с иноземными колоколами стало появляться немало колоколов с русскими надписями, указывающими имена их русских изготовителей.
На Руси сложилась замечательная традиция: в честь важных событий строить храмы, создавать монастыри, писать иконы, изготовлять для икон драгоценные оклады. С появлением колоколов прекрасная традиция стала распространяться и на колокола: благодарные Господу христиане заказывали новые колокола, оставляя на них надписи о том, когда, кем и в честь каких событий колокол отлит.
Обычно колокола отливают из так называемой колокольной меди, или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные.
Так, неизвестно кем и когда слепленные глиняные колокола использовались в Соловецком монастыре.
А Царский серебряный колокол в 20 пудов (более 327 кг) появился 5 июня 1890 года в Харькове в память о чудесном спасении семьи Александра III в 1888 году, когда поезд, возвращавший царскую семью из Крыма, сошёл с рельсов на территории Харьковской губернии. Из членов царской семьи никто серьёзно не пострадал. Поэтому духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее из чистого серебра колокола в 10 пудов.
Любовь к государю и царской семье была огромной, а благодарность Богу за их спасение оказалась столь велика, что пожертвования превзошли все ожидания, было собрано денег и серебряных предметов на двадцатипудовый колокол.
В Сибири, в городе Таре, при церкви Казанской иконы Божией Матери, были золочёные колокола.
Однако главное для колокола - его благозвучность и прочность, а лучшими по звону признаны колокола, изготовленные из традиционного соотношения и соединения двух металлов: 22 пуда олова добавляются в 100 пудов расплавленной хорошего качества меди за 5- 10 минут до отлития колокола. Установлено, что присутствие драгоценных металлов в сплаве не улучшает музыкальных качеств колокола. Чем чище олово и медь, тем лучше качество звука. Но не только от сплава зависит красота звука, многое - от формы колокола и толщины его стенок. От мастера требовалось большое искусство: для определённого состава и количества бронзы нужно выбрать подходящую толщину стенок и форму колокола, от которых будет зависеть его благозвучность. Толщина стенок делалась не равномерной: для лучшего звучания толщина в верхней части колокола должна быть меньше, а внизу - больше.
На Руси, признав пользу от колоколов и освоив новый способ звона, стали быстро развивать колокольное дело. На колокольнях и звонницах устраивались целые ансамбли колоколов. Особое уважение и любовь проявлялась к большим колоколам с густым низким тоном. Появились прекрасные мастера и подлинные шедевры колокололитейного искусства. Иностранные гости утверждали, что Россия удерживает первенство среди всех стран мира по колоколам, в одной Москве во второй половине XIX века их было до 1700.
К 1917 году в России звонило более 1 миллиона колоколов. Колокольные звоны были символом духовного и государственного единства России. В начале XX века в России работало до двадцати колокольных заводов.
Лучшими из них были признаны два московских, они выполняли заказы со всей России и из-за рубежа. Славные колокольные заводы были в Ярославле, Костроме, Валдае (два завода), Харькове, Воронеже, Санкт-Петербурге, Саратове (два завода), Тагиле, Енисейске.
Вершиной колокольного искусства стал Царь-колокол.
Голландский путешественник, посетивший Москву в 1675 году, писал, что раскачивают его пятьдесят человек и от его звона дрожит и трясётся земля. Висел он на особых деревянных подмостках около колокольни Ивана Великого. Надпись на Царь-колоколе говорит, что его предшественник был отлит в 1654 году, имел вес восемь тысяч пудов и благовестил с 1668 до 1701 года. 19 июня 1701 года во время пожара колокол упал, был повреждён и оставался безгласен до 1731 года, когда царица Анна Иоанновна приказала вновь отлить Царь-колокол. Начал работу талантливый русский мастер Иван Фёдорович Моторин с сыном Михаилом. Переплавляли Царь-колокол дважды, первый раз, в 1731 году - неудачно. Иван Фёдорович умер, и следующая переплавка колокола в 1735 году была поручена его сыну Михаилу Моторину. 23 ноября 1735 года по окончании Литургии в Успенском соборе был совершён крестный ход, потом молебен, после чего начали топить печь для плавки меди. 25 ноября литьё колокола было завершено благополучно. Однако этому колоколу не суждено было звонить.
Царь-колокол не был поднят из литейной ямы и находился в земле, а 29 мая 1737 деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара, разбушевавшегося в Москве и охватившего многие здания Кремля. Народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стал заливать колокол водой. Колокол был спасён, но от перепада температуры от него откололся край. Пробыв в земле 103 года, только в 1836 году Царь-колокол был поднят на поверхность и поставлен на пьедестал. И теперь Царь-колокол находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его - более двенадцати тысяч пудов, высота - 6,14 м.
Есть и другие исторические колокола России, одни из них погибли в результате богоборческой войны XX века, другие живут и поныне. Вообще у каждого колокола своя интересная судьба, обо всех сохраняется народная память: некоторые из них известны во всём мире, другие представляют большую ценность для какой-то местности, а третьи остались только в легендах. Но и в нынешнее время рождаются колокола, новые, вымоленные многочисленными православными верующими России.
|