Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Серии презентаций

Каталог по авторам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » Закутская Н.Д.

О монашеском подвиге
[ Скачать (5.53 Mb) ] 05.01.2014, 16:49
Презентация к уроку ОПК № 27 (4 класс) "О монашеском подвиге" по учебнику А.В. Бородиной  (5,5 Мв, pptx).

Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».

Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Прекрасны и загадочны русские монастыри, открыты для всех, и вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного и такого необычного монашеского одеяния. Что заставило этих людей отказаться от красивой и разнообразной одежды, от лакомств, развлечений? Многие из монахов получили прекрасное образование, стали учеными, артистами, спортсменами, поэтами. И вдруг…уходят в монастырь. И не один и не двое, а так много людей становятся монахами. И монастырей в России много.
А когда-то, до революции, их было еще больше. Сколько их было? Сколько уничтожено? Почему уничтожено? Кто их разрушает? Время? Нет, не от времени погибают монастыри. Их разрушают люди, возненавидевшие православие, восставшие против Православной Церкви, против Спасителя Иисуса Христа. А кто восстанавливает и строит новые монастыри? Тоже люди. Одни их строят, другие разрушают. Рождаются новые люди, и им тоже приходится выбирать: строить или разрушать? И вечно будет стоять перед каждым человеком этот вопрос – кому служить: Богу Любви и творческого созидания или духу ненависти и разрушения?
Разрушать, конечно, легче. На Руси даже поговорка сложилась: «ломать – не строить». Но в России больше любят строить. Православные обычно строили для себя скромные добротные дома, а для Бога – мощные стены монастырей, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.
Монастыри были надежными оборонительными укреплениями. Вообще монахи не берут в руки оружия, но в крайней ситуации, когда речь идет о спасении святынь, монахи, закаленные в строгих постах и защищенные молитвами, становились чудо-богатырями.
Так было в 1380 году во время Куликовской битвы. К тому времени уже 150 лет терпела Русь монголо-татарское иго: разоренный вражескими набегами русский народ вынужден был платить тяжелейшую дань татарскому хану. Но и дань не спасала русские земли от новых опустошительных набегов, во время которых забирали в рабство лучших мастеров, разлучали детей с родителями, сжигали посевы, разоряли селения, разрушали храмы.
Великий князь Дмитрий собрал войско, чтобы дать отпор монголо-татарами восстановить самостоятельность Русской земли. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия и дал ему в помощь монахов – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), предварительно возложив на них схимы, что означало полное отречение от мира. Перейдя Дон, князь приказал сжечь мосты, чтобы отсечь русским воинам путь к отступлению.
На Куликовом поле сошлись войска. Из татарских рядов выехал на коне в доспехах огромный богатырь Челубей и вызвал русских воинов на поединок. Навстречу, славя Господа, поскакал схимонах Пересвет. Воины сошлись и пронзили друг друга так, что по гибли оба сразу. Челубей упал замертво, а Пересвет умер, но остался на коне. Это было начало битвы, показавшее готовность русичей стоять насмерть. Была страшная сеча, и татары бежали до Красного холма, где находился шатер их хана Мамая, а потом – с ним вместе до Черно морского побережья Крыма, где Мамая настигла смерть.
В сражении погиб и Андрей Ослябя. Тяжело раненный князь Дмитрий за великую победу на Дону, на Куликовском поле, получил прозвище Донской.
Святые мощи преподобных мучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби находятся в московском храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Монастыри вели образцовое хозяйство. Монахи не имели ничего личного, но, трудясь друг для друга во славу Божию, создавали прекрасное общее хозяйство: монастыри имели огороды, сады, пасеки, пекарни, домашний скот и птицу. В монастыри стекались паломники и люди, нуждающиеся в материальной помощи, все здесь получали необходимую помощь: одежду, продукты, деньги. В голодные годы монастыри кормили крестьян со всей округи. Такое это удивительное место – монастырь: одни везут сюда то, от чего хотят отказаться во славу Божию, а других приводит сюда крайняя нужда.
Высоки стены монастырские, прекрасны сады, знаменит монастырский хлеб. Но и это не главное. Самое сердце монастыря – храмы, где идут богослужения, возносятся неусыпные  монашеские молитвы над святыми мощами за землю Русскую, да за весь мир. Именно в молитве – основное назначение монастыря.
Но храмы есть и за монастырскими стенами. Зачем же тогда монастыри? Кто их придумал?
Заглянем в историю.
Давно-давно, в III веке после Рождества Христова, появились первые монахи и первые монастыри. Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «место уединенной жизни», а «монах» - «один, одинокий». Монаха называют и иначе: «инок», что означает «иной, другой, принадлежащий иному миру».
Первые монастыри возникли в Египте и Сирии. Основателем монашества считается Антоний Великий (251- 356 гг.). Он родился в Египте, в богатой христианской семье, а в 18 лет остался наследником значительного состояния. Однажды в храме он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровища на небесах; и приходи и следуй за Мною». Святой Антоний поступил именно так, как услышал: раздал имущество и ушел в пустыню к старцу. Но стремление к полному единению с Богом в молитве заставило его покинуть старца и поселиться в пещере. Друзья приходили к нему, приносили хлеб, а он не желая есть хлеб даром, отдавал им взамен корзины, которые сплетал в одиночестве, молчании и молитве.
Весть о необыкновенном подвижнике разнеслась по всему Египту. Люди, также искавшие совершенной молитвы, устраняясь от соблазнов мира, приходили к нему и просили руководства в христианском подвиге и разрешения поселиться рядом. Так в 305 году возникла первая монашеская община, это иноческое отшельничество, скит, в котором все иноки живут отдельно в хижинах  или пещерах под руководством одного старца, не имея никакого личного имущества и подчиняясь общему правилу – уставу. Такие общины назывались киновиями. Собственно так организуется и современный монастырь. Создателем общежитийного иночества – монастыря (в том числе и женского) – и первого устава стал Пахомий Великий (292 – 348).
Монастырь строят по образцу града Божьего – Небесного Иерусалима, а главные монастырские ворота называются Святыми. Монастырь сравнивают с городом и ограждают его, как раньше ограждали город – городскими стенами. Слово «град» и происходит от «ограждать, огородить». Высокие, мощные монастырские стены поэтому не только ограждение от вражеских нападений, но и символическая надежная ограда от мирской жизни, которая имеет совсем иной уклад и чаще всего идет совсем в обратную сторону от спасения в христианском смысле. Отказавшись от мира и посвятив себя Богу, монах должен хранить свое сердце за такою же мощной, непроницаемой, надежной стеной. Дозорные башни на монастырских стенах также напоминают о необходимости быть бдительным днем и ночью, внимательно следить: не подступает ли к сердцу враг – разрушительная для Любви Христовой, для молитвы за весь мир сила – это может быть и корысть, и зависть, и желание повкуснее и побольше поесть, и леность, и сомнение, и много-много других еле уловимых желаний или помыслов.
Монах должен быть настороже и, почувствовав опасность, сразу – к своему главному оружию – молитве, к призыву помощи Господа, Богородицы, святых молитвенников, небесных сил.
Собственно, так должен поступать и каждый православный христианин. Монашеский подвиг – в особой строгости не только в хранении своего сердца, но и в непрестанной молитве за весь мир: отказавшись от мира, монах отдает за него жизнь, подобно Христу. Монашеский подвиг – это сознательно сделанный выбор, когда отступать некуда. Монахи должны «умереть» для мирской жизни, чтобы жить в Боге.

Категория: Закутская Н.Д. | Добавил: Звезда | Теги: опк, монастыри
Просмотров: 5311 | Загрузок: 889
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]