Основы православной веры в презентациях
Свѣточъ
Главная » Презентации » Презентации пользователей » Закутская Н.Д. |
[ Скачать (6.71 Mb) ] | 11.08.2013, 15:26 |
Презентация к уроку ОПК № 7 (4 класс) "Восточные славяне до принятия христианства" по учебнику А.В. Бородиной (6,7 Мв, pptx).
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ». Дополнительные адреса для скачивания: Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке: Вы уже знаете, что в IX веке равноапостольские труды святых Кирилла и Мефодия позволили широко распространиться христианскому учению в славянском мире.
После кончины святых учителей словенских начатое ими дело продолжали их ученики. И к X веку южные и западные славяне были уже христианами.
Наши же предки - восточные славяне и русы - в основном всё ещё были язычниками. Это значит, что они не знали Единого Бога - Творца Вселенной - и Христа - Сына Божия, Спасителя мира, поклонялись силам природы и обожествлённым предкам.
Сведения о языческих верованиях наших предков донесли до нас народные традиции, праздники, поверия, предрассудки, искусство, летописи.
В почитании славянами предков главное место занимал Род - родоначальник, давно умерший славный предок. Ею обожествляли и к нему обращались за помощью.
Предка называли «щур» или «чур». Среди нынешних детских игр сохранилась игра «Чур, меня», в которой дети используют «защитные» слова «Чур, меня», что означает «защити меня, предок». Это одно из древних заклинаний, хотя современные дети вряд ли об этом знают и пользуются этими словами, конечно, не как заклинаниями, а как традиционным словесным знаком, обозначающим неприкосновенность, защиту.
Славяне поклонялись небу и солнцу как божествам. Бог неба - Сварог, по их представлениям, имел детей - Сварожичей: Даждьбог - бог солнца и Стрибог - распространитель блага, бог ветра.
Поклонялись Перуну - Громовержцу, богу грома и молнии; женскому божеству, покровительнице земли и плодородия – Макоши.
Поклонялись Велесу (Волосу) - покровителю богатства.
Известны божества весны и лета - (Ярило) и Купала (Купало).
Славяне верили в домового, который «хозяйничал» в доме, водяного - «хозяина» водоёмов, лешего – лесного «хозяина».
Считали, что души утонувших девушек становись русалками.
Домовые, лешие, русалки стали персонажами русских народных сказок.
В языческий период было создано множество суеверии, обычаев «задабривать» духов разными жертвами, словами, просьбами.
Сохранились даже названия праздников, которые сначалa были у славян - язычников днями всеобщего чествования предков и природы: Коляды, Масленица, Красная горка,Купала, Радоница.
После принятия христианства и просвещения светом Евангелия люди узнали, что творениям Бога, сколь бы прекрасны они ни были (природа, звёзды, солнце и т. п.), нельзя поклоняться. Потому что это всего лишь создания Творца, это мир тварный, не от него зависит человек, а от Самого Бога-Творца.
Нужно уметь радоваться миру, любоваться им, но славить и обращаться за помощью можно только к Создателю.
В христианский период языческие праздники стали наполняться новым смыслом и праздноваться так, как учит Православная Церковь.
Теперь, например, для православных россиян Радоница - день поминовения умерших, Коляды - прославление Христа, Масленица - сырная неделя подготовления к Великому посту, а с Красной горки начинаются дни венчания (брака) после Великого поста.
Языческая религия отразила знания наших предков о сложности мира и о том, что он включает материальный и духовный мир. Славяне чувствовали зависимость от руинного мира, понимали, что в духовном мире есть добрые и злые силы. Конечно, люди хотели иметь возможность противостоять злу, защищаться от него и защищать своих близких.
Языческая религия для наших предков была как бы предчувствием и подготовкой к принятию Христа, к получению знаний о Спасителе и Искуплении.
Однако языческая религия - это не только знания или представления, это также связь с духовным миром. А духовный мир включает не только светлые, но и тёмные, разрушающие силы.
Тёмные силы являются источником зла, насилия, если человек становится их рабом. Хотя люди, вступая с ними в общение, конечно, надеются на особую помощь от них, чаще всего просто не различая, где зло, а где добро.
Народу ещё предстояло постичь великую истину о Едином Боге, о Боговоплощении и спасении мира.
| |
Категория: Закутская Н.Д. | Добавил: Звезда
| Теги: | |
Просмотров: 4100 | Загрузок: 912 |
Всего комментариев: 0 | |