Презентация к уроку ОПК № 24 (4 класс) "Откуда пришли колокола" по учебнику А.В. Бородиной (2,2 Мв, pptx).
Автор: Закутская Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
О загадочной русской душе и русском национальном характере много написано трудов. Что полюбится русскому народу, то становится значимым, дорогим и с тем он уже не расстаётся. Широка душа русская, многое принимает, приспосабливает, развивает, включает в свою национальную культуру. Так пришли на Русь и самовар, и матрешка, и гжельская роспись, народ, многое заимствует, однако не всё. Принимается обычно в России только то, что не противоречит духовным - православным - традициям, потому что давно привык народ проверять свою жизнь по православию, по Евангелию.
А если какой-то предмет или явление наполняется православным содержанием, помогает помнить и славить Бога, способствует молитве, это уж приобретает особую ценность.
К таким ценностям относятся колокола, колокольни, колокольчики, бубенцы.
Когда же и где родился первый колокол? Как пришли на Русь колокола?
Древнейшие предки колокола - колокольчик и бубенец - были обнаружены у многих народов: китайцев, египтян, этрусков, скифов. Колокольчики и бубенцы у разных народов при определённых сходствах столь сильно отличались друг от друга, что учёные делают предположение о независимом и почти одновременном рождении колокольчиков и бубенцов сразу в нескольких древних культурных центрах.
По поводу колоколов нередко мнение учёных, что первыми начали употреблять колокола египтяне: древний народ Египта использовал колокола в праздничных священнодействиях в честь одного из своих богов - Осириса. Были колокола у греков. В Афинах колокола при храмах Прозерпины призывали на богослужение.
С глубокой древности применялись колокола в Китае и Японии. И, пожалуй, больше всего учёных считают родиной колокольчиков и колоколов Китай. Потому что в Китае впервые научились отливать бронзу, там же были найдены древнейшие колокольчики, которые относятся к XXIII—XXI векам до Рождества Христова. Эти колокольчики - прообраз колоколов - имеют небольшие размеры: 4,5 и 5,7 сантиметров. К V веку до Рождества Христова 140 в Китае уже изготавливали целые наборы из колокольчиков, иногда их было более шестидесяти, и среди них были довольно крупные: высотою до 80 см. Это уже настоящий колокол. В Китае очень увлекались колокольной музыкой, а технология отливки колоколов достигла такого совершенства, что позволяла изготавливать колокола с заранее заданным тоном звучания.
Первые христианские колокола появились в Западной Европе в конце IV - начале V века. По преданию, в Южной Италии, в городке Нола итальянской провинции Кампанья, которая славилась хорошим качеством меди, епископ Павлин Милостивый (353-431 гг.) отлил первый колокол для церкви. Епископ Павлин Милостивый Нольский широко известен как духовный писатель и церковный деятель.
Однажды, удручённый людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной тёмной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твоё, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой».
Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на высоком холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму, усыпанному росшими здесь цветами - колокольчиками. Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам - на ту прекрасную музыку, которую он слышал.
От названий местности произошли и первые названия колоколов: «кампаны» и «нолы». Кампаны и нолы были небольших размеров и помещались на папертях перед входом в храм или на специальных перекладинах, которые опирались на столбы у входа в храм. Позднее для колоколов устанавливали башенку на крыше церкви.
В православные храмы колокола попали в IX веке от венецианского дожа Орсо I, который подарил 12 колоколов византийскому императору Михаилу III. В 865 году византийцы построили для них специальную колокольню рядом с константинопольским собором Святой Софии.
Учёные предполагают, что слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкун», что означает клепало или било (от слова «бить»). Это деревянные и металлические приспособления-доски с молотками-колотушками. Такие простые звучные приспособления использовались у многих православных народов для призыва на богослужение. Для наибольшей «музыкальности» использовались «звонкие» материалы: для клепала - медь или чугун, а для била - клён, ясень, бук. Било и клепало тоже признаются предками колокола - по призывному на богослужение назначению. В некоторых монастырях Святой горы Афон до сих пор используются било и клепало.
На Руси долгое время отдавалось предпочтение не колоколу, а билу и клепалу. Летопись, перечисляя церковную утварь, привезённую князем Владимиром в Киев для крещения народа, о колоколе не упоминает. Русские монастыри следовали правилу первого на Руси Киево- Печерского монастыря, который славился строгим благочестием и отказывался от всего лишнего. К колоколам - западному изобретению - долго присматривались: в 1054 году произошло уже официальное и окончательное отделение католической Церкви, и желание сохранять верность апостольским традициям заставляло православный мир ко всему, приходящему из Западной Европы, относиться настороженно. Кроме того, било и клепало обходились совсем дёшево по сравнению с колоколами.
Но колокола постепенно попадали на Русь: в северные русские земли их доставляли с Запада, а в Киев - из Корсуни (Херсонес). Прислушивалась Православная Русь к колоколам, сердцем проверяла.
И приняла, но принципиально исправила. И настоящий колокольный звон, ангельское призывное пение колоколов, которым прославилась Россия, действительно родились на русской земле.
Дело в том, что, оказывается, заимствованные колокола звонили совсем по-другому. Европейский способ извлечения звука из колокола совсем не такой, к которому привыкли мы.
Но сначала нужно понять, как устроен колокол.
Западные колокола ушами неподвижно крепились к валу, концы которого вставлялись в выемки стены. От вала отходил в сторону шест - очёп (или очап, оцеп), к которому привязывали верёвку. Звонарь, дёргая раскачивал колокол вместе с валом, и колокол ударялся о язык, свободно висевший внутри колокола. Верёвку приспосабливали и по-другому: на её конце устраивали петлю-стремя, в которую звонарь вставлял ногу и, опуская её вниз, раскачивал колокол и звонил.
Такой способ назывался очёпным. При очепном способе извлекались не чёткие и ритмичные, а бряцающие удары. Использовать колокола больших размеров очепное устройство не позволяло, так как при раскачивании большого колокола могла расшататься и сама башня. Такая опасность заставила замолчать крупные колокола на Западе: большой колокол собора Парижской Богоматери (Франция) и колокол в 750 пудов собора Святого Стефана в Вене (Австрия). А колокол Кёльнского собора в Германии вообще отказался звонить и получил прозвище «Великий молчальник», колокол и его язык раскачивались одновременно, не производя звука.
Известен был и более простой способ звона: по колоколам ударяли молоточком, как в било.
Русские мастера, приложив смекалку, учли возможности и недостатки известных уже способов звона и изобрели новый способ - язычный, которым пользуются в России до сих пор. Примерно к XII веку при русских храмах распространились колокола, а в XIV веке, вероятно, произошло открытие нового язычного способа звона.
Теперь колокол стали за уши крепить к металлическому или деревянному брусу ремнями или железными петлями, а подвижный язык при раскачивании ударял о края колокола. Русский способ звона позволил использовать колокола в сотни и тысячи пудов и создал неповторимое русское колокольное многоголосие с опорой на низкие, басовые колокольные голоса.
|