Презентация к уроку ОПК № 29 (4 класс) "Семья. Семейные ценности" по учебнику А.В. Бородиной (3,7 Мв, pptx).
В презентации использованы шрифты: DS Yermak_D, a_RussDecor.
Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».
Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
В русской православной культуре сложились определённые традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры и события истории России.
Семья - важнейшее структурное образование общества и государства. Представьте себе деревню, здесь в каждом доме живёт отдельная семья. Если это благочестивые и трудолюбивые люди, то эта деревня будет процветать, благоустраиваться, жить здесь - легко и счастливо.
В России до сих пор есть такие деревни, где хозяева, уходя из дома, не запирают на ключ жилище, бескорыстно помогают друг другу убирать урожай, ухаживают за больными соседями.
Но что будет с деревней, если хотя бы в некоторых домах поселятся хулиганы и лодыри, не любящие трудиться, не желающие убирать за собой, которые будут портить колодцы, воровать, поджигать постройки? А если все так будут жить? Что будет с государством, состоящим из таких семей и селений?
Каждая религия учит устраивать семью по определённому порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Прежде всего в православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Это такое же собрание верующих, как Церковь, только малая - из нескольких человек.
Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. К ней и должны стремиться христиане. Но это не просто симпатия, когда кто-то кому-то нравится, кому-то с кем-то приятно посуду мыть или телевизор смотреть.
Христианская любовь - это любовь к образу Божиему в другом человеке, это чувство совершенное, то есть без греха, без корысти. И сама эта любовь есть проявление Господа в человеке, Его присутствия.
Вступая в брак, таким образом, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни хотят спасаться от грехов и войти в жизнь вечную.
Бог Сын воплотился, чтобы дать спасительный путь служения Господу и человеку, в том числе и в семье. В Евангелие от Иоанна записаны слова: «Я есмь путь и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6).
Жить по Христу, это значит, соблюдать Его заповеди: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37), - и другая: «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39).
Когда-то давно-давно, в глубокой древности, тысячу лет назад, у наших предков, как и у большинства древних народов, а также у некоторых современных народов, допускалось многожёнство.
Но, когда князь Владимир решился принять святое крещение, ему пришлось отпустить всех жён и соединить свою судьбу с единственной супругой-христианкой, которая после таинства венчания стала не только помощницей в христианском восхождении, но и неотделимой частью его жизни, его половиной, с которой он предстал пред Господом по окончании земной жизни.
Христианин, согласно Евангелию, должен так поступать с другим человеком, как хочет, чтобы с ним поступали. Если человек хочет быть единственным, любимым для другого человека, то он должен также любить и быть верным.
Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в Церкви. В брак христиане вступают по свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест - это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками.
Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или, как иногда говорят, Венчания. Над головами жениха и невесты держат тяжёлые красивые венцы либо их надевают на голову молодожёнам, и тогда они ощущают всю тяжесть этих венцов. Венцы означают победу над всеми греховными страстями, которая совершается Крестом Господним и Его благодатью.
Вместе с тем венцы - это символ мученичества. В таинстве брака это символ того, что будущие муж и жена добровольно берут на себя и готовы нести все скорби и страдания друг друга, которые неизменно сопровождают любую жизнь. С преодолением общих трудностей будущих супругов ждут и большие радости семейной земной жизни, ежедневная надёжная помощь супругов друг другу в спасении.
Вся семейная жизнь - проверка верности Христу; христианину приходится мерить свою жизнь, поступки, слова, чувства по Христу, а насколько человек близок к Богу, любит Его, это видно из его отношения к людям, прежде всего к членам семьи.
Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости).
Детей приучали к церковным службам. Все дети понимали церковнославянский язык, богослужение, наизусть знали основные молитвы и Символ веры. Дети, подражая родителям, рано приучались к труду по хозяйству, старшие заботились о младших.
Дома на Руси старались делать добротные, удобные, их благоустраивали, украшали резьбой. Строили дом обычно «всем миром», то есть соборно, сообща, всей крестьянской общиной. Прежде чем вселяться в новый дом, приглашали священника для освящения нового жилища.
В переднем углу устраивали иконы - это красный угол. К богатству на Руси обычно не принято было стремиться: в вечность его не возьмёшь, скорее серьёзным испытанием грозили христианину лишние средства, отвлекали от молитвы, могли рождать зависть, то есть, как говорили, «ввести в искушение» других людей. А ведь христианин должен всегда радеть о своём спасении и о спасении других.
Но и нищета - это серьёзное испытание в жизни, нелегко в нищете не завидовать, не роптать на судьбу и т. д. Поэтому сложился определённый принцип жизни в русской культуре: во всём руководствоваться чувством меры.
Благополучие признавалось необходимым для здоровья, воспитания, образования детей, честный труд был в почёте, неправедно нажитого богатства боялись. Если приходили в дом лишние средства, старались что-либо сделать для общественной пользы во славу Божию - строили храмы, оказывали помощь монастырям, заказывали иконы или колокола.
В русской культуре всегда ценились бескорыстие и искренность, без которых невозможно покаяние и спасение, невозможна молитва - общение с Богом. Фальшь или фарисейство (показная, из выгоды, благочестивость) - презирались. Ведь на своём отношении к людям православные христиане проверяли своё отношение к Богу.
Общаясь с людьми, учились быть искренними, открытыми, честными. На Руси сохранилось много пословиц и поговорок, в которых отразились традиционные ценности: любовь, искренность, бескорыстие, отзывчивость, послушание старшим, забота о младших, гостеприимство.
Так, известная пословица: «Не красна изба углами, а красна пирогами» - напоминает о том, что традиции гостеприимства и трудолюбия в семье дороже внешнего убранства и красоты дома.
А пословица: «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет» - говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгостью.
«Умный рассудит, а глупый осудит», «Кто не падал, тот не поднимался», «Все грешны или ошибаются» - утверждает русский народ, и здесь выражено очень многое и важное: желание не осуждать чужие грехи, умение прощать, непринятие главного смертного греха - гордыни.
Русский народ верно подметил и другое: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало», «Добрый хозяин - господин деньгам, а плохой - слуга».
Конечно, самая счастливая семья - та, в которой все её члены стремятся к любви, к её укреплению и к проявлению заботы о других. А примером в традиционных православных семьях всегда остаётся Христос, омывший ноги Своим ученикам.
|